01-z-Skold_color-1

Техническая революция в кораблестроении, произошедшая в 60-х годах XIX века, заставила многие страны радикально менять свою военно-морскую доктрину. Бывшие властелины морей – парусные линейные корабли – были «отправлены в отставку», а создание пришедшего им на смену полноценного броненосного флота многим оказалось не по карману. Например, Швеция. Когда-то королевский флот этой страны претендовал на абсолютное господство на Балтийском море, но теперь об этом пришлось забыть. Главной задачей шведского флота отныне становилась охрана своих берегов, то есть недопущение высадки вражеского десанта.

В течение всего позапрошлого века своим главным потенциальным противником Швеция рассматривала Россию. Но шведский военно-морской бюджет в середине 1870-х годов был 6,5 раз меньше российского, и чтобы создать более-менее эффективную оборону побережья в рамках отпущенных средств, шведским адмиралам и кораблестроителям приходилось быть экономными и изобретательными.

Пример такой изобретательности – создание крайне оригинальной броненосной канонерской лодки «Шёльд» («Sköld» – в переводе «Щит»). С наступлением эпохи брони и пара шведский флот надолго отказался от постройки мореходных броненосных кораблей, сосредоточив усилия на создании судов береговой обороны – маломореходных, тихоходных, но защищённых толстой бронёй и вооружённых крупнокалиберными орудиями. Фактически это были подвижные береговые батареи, которые можно было перемещать к месту возможной высадки вражеского десанта. Самыми крупными из шведских кораблей береговой обороны были полуторатысячетонные однобашенные мониторы, но из-за нехватки бюджетных средств их смогли построить всего 4 единицы. А чтобы обеспечить хоть какое-то прикрытие протяжённому балтийскому побережью, решили строить совсем миниатюрные и максимально удешевлённые судёнышки – броненосные канонерские лодки 3-го класса. Одной из таких канонерок и был упомянутый «Шёльд». Его проект разработал знаменитый кораблестроитель и создатель эпохального «Монитора» Джон Эриксон – шведский инженер, эмигрировавший в Америку, но не порвавший связей со своей родиной.

Джон Эриксон. Портрет в экспозиции Морского исторического музея (Sjöhistoriska museet) в Стокгольме

Джон Эриксон. Портрет в экспозиции Морского исторического музея (Sjöhistoriska museet) в Стокгольме

В конструкции «Шёльда» Эриксон применил много необычных решений. Корпус судна состоял из двух в некотором роде независимых частей. Нижняя часть, полностью находившаяся под водой, была сделана из железа и представляла собой собственно корпус со всеми механизмами и устройствами, закрытый сверху выпуклой водонепроницаемой палубой. А верхняя часть по сути являлась деревянным плотом, в котором были сделаны отверстия к люкам металлической палубы нижней части. Плот был значительно шире и длиннее подводного корпуса и возвышался над водой всего на один фут (30 см). Плот был обшит железными листами толщиной от 12-19 мм сверху до 64 мм сбоку (в центральной части борта). Как видим, железная броня сама по себе была довольно слабой, но вместе с толстым массивом древесины защита подводной части корпуса, руля и винта от ядер и тогдашних разрывных бомб выглядела весьма надёжной.

На верхней палубе-плоте была установлена неподвижная башня овальной формы длиной 6,25 м, шириной 3,4 м и высотой 2,07 м. Башня, которую правильнее называть казематом, защищалась многослойной железной бронёй; в лобовой части её толщина составляла 207 мм, на задней стенке – 94 мм. В башне-каземате устанавливалось одно дульнозарядное гладкоствольное 267-мм орудие М/66 системы Дальгрена, стрелявшее в нос через небольшую амбразуру. Позже морально устаревшую гладкостволку заменили нарезной 240-мм пушкой М/69. Принудительная вентиляция отсутствовала, и чтобы орудийная прислуга не задохнулась от пороховых газов, в железной крыше башни были просверлены многочисленные отверстия, в непогоду закрывавшиеся брезентом. Над крышей в кормовой части возвышалась небольшая командирская рубка, прикрытая 178-мм бронёй.

Подлинные чертежи канонерской лодки «Шёльд»

Подлинные чертежи канонерской лодки «Шёльд»

Но самой необычной особенностью «Шёльда» следует считать его силовую установку. Она была гибридной – паровой и мускульной. Это даёт право называть шведский мини-броненосец поистине уникальным судном.

Вообще, на двухцилиндровой паровой машине канонерки, изготовленной Бергзундским заводом, как говорится, далеко не уедешь. Её мощность составляла всего 17 (семнадцать!) индикаторных лошадиных сил – вот она, экономия бюджета! Даже при спокойной воде 250-тонная канонерка на всех парах могла развивать ход не более 3,75 узла, то есть меньше 7 км/ч… Поэтому «Шёльд» в дополнение оснастили ещё и своеобразным «педальным приводом». Точнее, не педальным, а ручным: в трюме позади миделя расположили два ряда сидений для 24 человек, которым надлежало синхронно качать взад-вперёд специальные рычаги – ну в точности как гребцы на галерах! Тяги, соединяющие качающиеся рычаги, при помощи кривошипно-шатунного механизма и зубчатой передачи вращали гребной винт. Скорость судна при этом достигала полутора-двух узлов, то есть была сопоставима с движением под парами.

Схема общего расположения канонерской лодки «Шёльд». Реконструкция автора

Схема общего расположения канонерской лодки «Шёльд». Реконструкция автора

По замыслу Джона Эриксона, мускульная силовая установка позволит канонерке при появлении неприятеля начинать движение сразу, не дожидаясь подъёма паров. Кроме того, она окажется незаменимой, когда возникнет необходимость выйти на позицию незаметно для противника, не выдавая себя шумом машины и клубами дыма. Ну и, конечно, ручной привод может стать последней надеждой в критической ситуации — когда паровая машина выйдет из строя или закончится уголь.

05-P1130790

Вот такой «тренажёрный зал»! Модель мускульного двигателя канонерской лодки «Шёльд» в экспозиции Морского исторического музея (Sjöhistoriska museet) в Стокгольме. Правда, на модели показана установка с 32 сиденьями (банками), хотя на самом деле их было 24…

Вот такой «тренажёрный зал»! Модель мускульного двигателя канонерской лодки «Шёльд» в экспозиции Морского исторического музея (Sjöhistoriska museet) в Стокгольме. Правда, на модели показана установка с 32 сиденьями (банками), хотя на самом деле их было 24…

Завершая перечень внедрённых новшеств, нельзя не упомянуть об опробованном на «Шёльде» подруливающем устройстве – вероятно, первом в мире. Для того, чтобы облегчить поворот канонерки (а на малой скорости любое судно плохо слушается руля) и чтобы упростить горизонтальное наведение орудия, в носовой части под «плотом» было установлено специальное гребное колесо. Правда, оно вскоре было демонтировано, так как оказалось малоэффективным и к тому могло быть повреждено при плавании во льдах.

Экипаж «Шёльда» насчитывал 40 человек. Как сообщал журнал «Морской сборник» №1 за 1879 год, у канонерской лодки «провизии помещается на 45 дней, водки на 14 дней и угля на 3,5 дня непрерывного хода». Ох, не позавидуешь шведским морякам: как же это, 31 день без водки?!

Офицеры и вахтенный матрос на борту канонерской лодки «Хильдур». Очень похожую конструкцию имел и «Шёльд»

Офицеры и вахтенный матрос на борту канонерской лодки «Хильдур». Очень похожую конструкцию имел и «Шёльд»

Основные ТТЭ броненосной канонерской лодки 3-го класса «Шёльд». Судно было заказано Бергзундскому заводу в начале 1867 года, спущено на воду 11 ноября 1868 года и передано флоту 27 февраля 1869-го. Нормальное водоизмещение – 249 т, полное – 262 т. Длина – 31,84 м, ширина — 6,96, осадка — 2,29 м. Мощность паровой машины — 17 и.л.с., скорость хода под машиной – 3,75 узла, на ручном приводе — 1,5-2 узла. Бронирование: пояс до 64 мм, башня до 207 мм, палуба до 19 мм. Вооружение: одно 267-мм дульнозарядное орудие М/66. Экипаж – 40 человек.

Шведские военные корабли в Стокгольме, 1872 г.  Справа от колёсного корвета «Тор» на переднем плане стоят броненосные канонерские лодки 3-го класса: «Хильдур» (возможно, «Герда»), «Шёльд» и «Фенрис». Похоже, это единственная сохранившаяся фотография «броненосной галеры»…

Шведские военные корабли в Стокгольме, 1872 г. Справа от колёсного корвета «Тор» на переднем плане стоят броненосные канонерские лодки 3-го класса: «Хильдур» (возможно, «Герда»), «Шёльд» и «Фенрис». Похоже, это единственная сохранившаяся фотография «броненосной галеры»…

Канонерская лодка «Шёльд» по сути представляла собой малоподвижную плавучую батарею, предназначенную для действий в шхерах, то есть на гладкой поверхности моря. Из-за очень низкого надводного борта и характерного силуэта её нередко называют монитором, но это некорректно. У монитора обязательно должна быть вращающаяся орудийная башня, а вот её-то у «Шёльда» как раз и не было.

Служба уникальной «броненосной галеры» была достаточно долгой, но ярких эпизодов в ней не выявлено. Опыт эксплуатации показал, что мускульный привод в эпоху брони и пара – это курьёз. Даже при полном штиле канонерка перемещалась с черепашьей скоростью и почти не слушалась руля. При этом ей был необходим довольно многочисленный экипаж. 40 человек для крошечного судёнышка с невероятно тесными внутренними помещениями – это явный перебор. На однотипной канонерской лодке «Фенрис» («Fenris»), не имевшей ручного привода, но оснащённой более мощной паровой машиной, численность экипажа составляла 29 человек. Поэтому неудивительно, что большую часть времени «Шёльд» стоял в резерве. Он был списан и продан на слом в июне 1906 года.

Следует отметить, что в шведском флоте «Шёльд» стал родоначальником целого семейства броненосных канонерок 3-го класса. В 1872 году был построен уже упоминавшийся «Фенрис» — очень похожий корабль, но оснащённый более мощной машиной, вооружённый 240-мм нарезной казнозарядной пушкой и нёсший более толстую броню. А затем были построены 7 броненосных канонерок типа «Хильдур», по сути представлявших собой увеличенный вариант «Шёльда». Но об использовании на всех этих кораблях мускульного двигателя, разумеется, речь уже не шла.

Броненосная канонерка «Герда» - одна из серии кораблей типа «Хильдур»

Броненосная канонерка «Герда» — одна из серии кораблей типа «Хильдур»

Наш партнер Ocean Media — http://ocean-media.su/



1
Читайте также:
Евгений-Андрианов
26 ноября в Москве состоялась премия Navigator Awards
В субботу, 26 ноября 2016 года, в клубе Soho Rooms прошло награждение победителей премии NAVIGATOR Awards, которая была посвящена грандиозному закрытию парусного сезона 2016 года. VodaBereg стал информационным партнером мероприятия.
Больше материалов!