Пароход колёсной формулы «4х4»

Материал предоставлен партнером VodaBereg - телеканалом Ocean TV.

Как известно, первые колёсные пароходы были тихоходными. А как можно повысить их скорость, если машины простого расширения пара по определению маломощные? Конечно, путём увеличения числа машин! Таким образом, появление этого необычного парохода, получившего имя «Пеликан», было вполне предсказуемым. Сама идея оснастить судно четырьмя паровыми машинами и четырьмя гребными колёсами выглядела вполне логичной. А чтобы убедиться в сложности осуществления этой простой идеи, надо было попробовать…

Будущий уникальный пароход «Пеликан» («Pelican») был заложен на стапеле французской верфи в Лорьяне в 1826 году как трёхмачтовое парусное судно. Он строился по заказу военно-морского флота. Его спустили на воду 6 октября 1828 года, а через месяц, 8 ноября, «Пеликан» вошёл в состав ВМФ Франции.

Но послужить в роли парусного авизо ему не довелось. Сразу же после ввода в строй «Пеликан» отправили на верфь Эндрэ для монтажа паровых котлов и машин. Работы заняли год, и лишь 12 ноября 1829 года судно прибыло для испытаний в Брест.

Официально «Пеликан» числился военным пароходом. Его водоизмещение составляло 645 т, длина – 48 м, ширина корпуса — 8,4 м, осадка – 2,5 м. Вооружение состояло из трёх гладкоствольных пушек и шести карронад.

А вот механическая установка была поистине уникальной. Движителями судна были четыре гребных колеса диаметром около 5 м. Каждое колесо вращала своя паровая машина мощностью по 210 л.с. Пар для машин вырабатывали два котла. Общая мощность силовой установки – 840 л.с.

z-pelican_1828а

В новом качестве «Пеликан» был принят в состав флота 19 февраля 1830 года. А 4 апреля он отправился в первое дальнее плавание – в Тулон с заходом в испанский порт Ла-Корунья. Судно прибыло в порт назначения 22 мая, а затем участвовало в экспедиции в Алжир. «Пеликан» курсировал между Тулоном и Алжиром вплоть до марта 1834 года, а с 13 августа того же года ушёл назад на Атлантическое побережье. 16 октября четырёхколёсный пароход прибыл на остров Иль-д’Экс в Бискайском заливе (рядом с ним находится известный форт Бойяр, или, в искажённой транслитерации, Баярд). Здесь «Пеликан» разоружают, и в дальнейшем вплоть до 1845 года он служит в роли буксира в устье реки Шаранта.

Опыт эксплуатации необычного парохода показал, что четырёхколёсная схема крайне неудобна. Синхронизировать работу четырёх паровых машин было невозможно, и «Пеликан» на ходу постоянно рыскал, шатаясь из стороны в сторону. Кроме того, возникали проблемы при распределении пара от двух котлов на четыре машины. Ну, и сама схема с четырьмя колёсами была слишком громоздкой, тяжёлой и сводила полезную грузоподъёмность судна к минимуму. Стало ясно, что повышать мощность корабельной энергетической установки надо за счёт качества, а не количества. Поэтому пароход колёсной формулы «4х4» остался в истории судостроения как курьёз.

В 1865 году «Пеликан» встал на прикол в порту Рошфор на реке Шаранта, но ещё долго использовался как несамоходный блокшив. Он был списан и продан на слом только 25 июля 1900 года.

Наш партнер Ocean Media — http://ocean-media.su/



Читайте также:
Фетхие. Популярный курортный город на юге Турции
Фетхие (Fethiye) - это популярный курортный город на юге Турции, расположенный на берегу Эгейского моря. Город привлекает туристов со всего мира своим красивым пейзажем, теплым климатом, чистым пляжем и богатой историей.
TAG HEUER представляет новую коллекционную версию HEUER MONTREAL к 160-летию бренда
По случаю своего 160-летия TAG Heuer представляет вторую коллекционную модель – TAG Heuer Carrera 160 Years Montreal Limited Edition. При разработке часов новой лимитированной серии художественный замысел состоял в том, чтобы соединить характерные черты двух культовых моделей TAG Heuer: Carrera и Montreal. В 1972 году мануфактура Heuer выпустила яркий автоматический хронограф под названием White Heuer Montreal. Сегодня, спустя несколько десятков лет, его броская стилистика, отраженная в гармоничных красных акцентах и желто-синей цветовой гамме, воплотилась в элегантном дизайне часов с небольшим корпусом диаметром 39 мм: лимитированная серия TAG Heuer Carrera выпущена тиражом всего 1 000 экземпляров. Коллекционные часы, созданные на основе двух ярких и необычных моделей TAG Heuer, являются успешным продолжением юбилейного проекта, посвященного 160-летию компании. TAG Heuer создает часы на все времена, гармонично сочетая традиции и инновации, обращаясь к прошлому и заглядывая в будущее.
Больше материалов!