Почему DDG-1000 «Замволт» — эсминец?

Материал предоставлен партнером VodaBereg - телеканалом Ocean TV.

Недавно состоялся первый выход в море американского «кораблестроительного чуда» — «дредноута XXI века» DDG-1000 «Замволт» («Zumwalt»). Об этом экстравагантном корабле уже много говорилось, повторяться не будем. Зато мы попытаемся ответить на вопрос, который невольно возникает у любого человека, мало-мальски знакомого с флотом: а с какой стати этот плавучий монстр водоизмещением более 14 тысяч тонн отнесён к классу эсминцев? Почему он не крейсер – ведь и по размерам, и по тактическому назначению «Замволт» ближе всего именно к этому классу?

DDG-1000 «Zumwalt»: длина 182,9 м, полное водоизмещение 14 564 т, мощность энергетической установки с электродвижением 78 тыс. кВт, максимальная скорость 33 узла. Вооружение: две 155-мм дальнобойные артсистемы для стрельбы управляемыми снарядами, две 57-мм зенитные артустановки, 80 вертикальных шахт для ракет различного назначения, 2 вертолёта. Экипаж – всего 142 человека.

DDG-1000 «Zumwalt»: длина 182,9 м, полное водоизмещение 14 564 т, мощность энергетической установки с электродвижением 78 тыс. кВт, максимальная скорость 33 узла. Вооружение: две 155-мм дальнобойные артсистемы для стрельбы управляемыми снарядами, две 57-мм зенитные артустановки, 80 вертикальных шахт для ракет различного назначения, 2 вертолёта. Экипаж – всего 142 человека.

Но вот в чём парадокс: по мнению автора, определяющую роль в вопросе о классификации нового корабля сыграли не технические характеристики и не тактика, а особенности англоязычной терминологии. Можно даже сказать, виной всему лингвистика. Попробую объяснить.

Родоначальники класса эсминцев появились в Англии в первой половине 90-х годов XIX века. Они представляли собой увеличенные миноносцы с усиленным артиллерийским вооружением. По задумке их главная задача – бороться с вражескими (тогда подразумевалось – французскими) миноносцами. Поэтому их назвали «torpedoboat destroyers» — «разрушители» или «истребители» миноносцев (напомню, что в России торпеду довольно долго именовали самодвижущейся миной, отсюда и миноносцы, а не торпедоносцы). На практике эти быстроходные корабли показали себя более универсальными, чем их первоначальная специализация. Поэтому слово «torpedoboat» из названия их класса исчезло, и они стали именоваться просто «destroyers» — дословно «разрушители». Это слово позаимствовали другие флоты, и оно широко распространилось по миру в разных вариациях. Например, поляки называли корабли данного класса «уничтожителями» (niszczycieli), а югославы – «разорителями» (razaraci).

«Conflict» - один из первых дестройеров британского флота, 1894 г.

«Conflict» — один из первых дестройеров британского флота, 1894 г.

В Российском Императорском флоте аналоги британских дестройеров появились в конце XIX века и к началу Русско-японской войны исчислялись уже десятками единиц. Официально они относились к классу миноносцев, но поскольку это были всё же более крупные корабли, их обычно именовали истребителями, а иногда – миноносцами, но с добавлением слова «эскадренный». Официально же класс эскадренных миноносцев, сокращённо эсминцев, в нашем флоте появился в 1907 году. Корабли этого класса и у нас, и за рубежом быстро развивались и становились всё более важной частью мировых флотов. Эсминцы есть в составе ВМФ России и сегодня, хотя это уже исключительно дань традициям. Ведь современные многоцелевые ракетные корабли уже давно и не эскадренные, и совсем не миноносцы…

Эсминец «Окрылённый» проекта 956. В отечественном флоте корабли этой серии стали самыми крупными представителями своего класса и единственными, официально отнесёнными к 1-му рангу

Эсминец «Окрылённый» проекта 956. В отечественном флоте корабли этой серии стали самыми крупными представителями своего класса и единственными, официально отнесёнными к 1-му рангу

Надо заметить, что в современных флотах деление надводных кораблей на классы вообще весьма условно. Поскольку боевые корабли являются многоцелевыми, то корветы, фрегаты, эсминцы и крейсера отличаются друг от друга лишь размерами, причём взгляд на диапазон этих размеров весьма субъективен. Практически однотипные корабли в Италии значатся как эсминцы, а во Франции – как фрегаты. Или американские эсминцы типа «Арли Бёрк» и крейсера типа «Тикондерога»: по водоизмещению и составу вооружения они примерно одинаковы, но первые являются эсминцами, а вторые – крейсерами. Но почему же тогда «Замволт» — не крейсер?

Крейсер CG-71 «Cape St. George» - один из кораблей типа «Ticonderoga»

Крейсер CG-71 «Cape St. George» — один из кораблей типа «Ticonderoga»

Да потому что класс крейсеров сегодня – вымирающий. Если не считать одного реликтового образца во флоте Перу, спущенного на воду более 70 лет назад, то в мире обладателями крейсеров остались всего две страны – Россия и США. Причём в Соединённых Штатах крейсера представлены только кораблями типа «Тикондерога», которые уже выводятся из боевого состава и в ближайшее время будут списаны. Таким образом, крейсера – недавняя краса и гордость флота — останутся в прошлом. Отчего же? А всё просто: виной тому круизный бум, начавшийся четверть века назад. Крейсер по-английски – cruiser, а крейсерство – cruise. Круизный лайнер — cruise liner или cruise ship. Явный недостаток англоязычной терминологии: крейсер стали путать с пассажирским судном! Характерный пример: на сайте с крупнейшей в мире подборкой фотографий кораблей (не буду приводить его название, чтобы не посчитали рекламой) модераторам чуть ли не ежедневно приходится переносить фотоснимки лайнеров в соответствующий раздел. Поскольку авторы регулярно помещают их в директорию «Cruisers» — «Крейсера».

Ныне слово «cruiser» или «cruise ship» часто ассоциируется с круизным лайнером…

Ныне слово «cruiser» часто ассоциируется с круизным лайнером…

Возвращаясь к «Замволту», становится понятным, почему американским морякам эсминцы нравятся больше, чем крейсера. Согласитесь: служить на «круизере» или на «разрушителе» — это звучит совсем по-разному. Так что придуманное больше столетия назад слово «destroyer» (некоторые приписывают его авторство адмиралу-реформатору и «отцу «Дредноута» Джекки Фишеру) оказалось на редкость удачным. Многовариантность его толкования позволяет назвать дестроейером любой ударный корабль. Даже такое чудовище как «Замволт».

Модели эсминцев «Arleigh Burke» и «Zumwalt» в одном масштабе дают наглядное представление о размерах и пропорциях кораблей

Модели эсминцев «Arleigh Burke» и «Zumwalt» в одном масштабе дают наглядное представление о размерах и пропорциях кораблей

Наш партнер Ocean Media — http://ocean-media.su/



Читайте также:
Фетхие. Популярный курортный город на юге Турции
Фетхие (Fethiye) - это популярный курортный город на юге Турции, расположенный на берегу Эгейского моря. Город привлекает туристов со всего мира своим красивым пейзажем, теплым климатом, чистым пляжем и богатой историей.
TAG HEUER представляет новую коллекционную версию HEUER MONTREAL к 160-летию бренда
По случаю своего 160-летия TAG Heuer представляет вторую коллекционную модель – TAG Heuer Carrera 160 Years Montreal Limited Edition. При разработке часов новой лимитированной серии художественный замысел состоял в том, чтобы соединить характерные черты двух культовых моделей TAG Heuer: Carrera и Montreal. В 1972 году мануфактура Heuer выпустила яркий автоматический хронограф под названием White Heuer Montreal. Сегодня, спустя несколько десятков лет, его броская стилистика, отраженная в гармоничных красных акцентах и желто-синей цветовой гамме, воплотилась в элегантном дизайне часов с небольшим корпусом диаметром 39 мм: лимитированная серия TAG Heuer Carrera выпущена тиражом всего 1 000 экземпляров. Коллекционные часы, созданные на основе двух ярких и необычных моделей TAG Heuer, являются успешным продолжением юбилейного проекта, посвященного 160-летию компании. TAG Heuer создает часы на все времена, гармонично сочетая традиции и инновации, обращаясь к прошлому и заглядывая в будущее.
Больше материалов!