11303730

Моторный глиссирующий катамаран был разработан в 80-х годах прошлого столетия благодаря появлению мощных двигателей. Он сразу полюбился рыбакам из-за своей способности сохранять устойчивость при волнениях. Надежность глиссирующих судов такого типа оценили и спасательные службы. Те, кто собирается построить глиссирующий катамаран своими руками, зачастую не знают, как нарисовать проект, или как рассчитать обводы катамарана. Их тип и размер зависит от размеров судна, а также максимальной скорости, которую оно может набирать.

maxresdefault (2)

Преимущества и недостатки таких судов

Перед тем как рассчитать и построить катамаран, определите тип будущего судна. От этого зависит сложность выполняемых работ и стоимость. Все катамараны можно разделить на две большие группы:

1. Водоизмещающие. Тип корпуса таких судов «разрезает» воду во время движения. Основным недостатком этой группы является необходимость наличия двигателя большей мощности для движения.

2. Глиссирующие. Катамараны этого типа имеют уплотнения не днище или плоскую поверхность. Такое судно способно развить высокую скорость и потребляет меньше топлива. Основным недостатком глиссирующей группы является тенденция к дрейфу. Основными преимуществами являются:

• высокий уровень ходовых качеств,
• плавный ход,
• повышенный уровень остойчивости,
• безопасность.

Для тех, кто собирается строить глиссирующий катамаран своими руками, стоит выбирать глиссирующий тип судна. Он проще в исполнении и обладает высокими эксплуатационными характеристиками. На его конструктив влияют и цели использования. Очевидно, что для рыбалки и для спуска по горной реке подходят разные суда.

maxresdefault (1)

Глиссирующие катамараны: особенности конструкции

Обводы катамарана бывают разных форм. Обводы для моторного катамарана должны обеспечивать не только хорошие ходовые качества, но и большой диапазон скоростей. При разработке необходимо учитывать три важных элемента:

Во-первых, чем выше скорость, которую будет развивать судно, тем больше степень асимметричности обводов.

Во-вторых, важное значение имеет расположение центра тяжести относительно длины катамарана, построенного своими руками.

В-третьих, вертикальный клиренс определяет ходовые характеристики судна, а горизонтальный просвет – буксировочное сопротивление.

Если определили вид будущего судна, то можете приступать к разработке проекта. Необязательно заниматься этим самостоятельно, выберите существующий прототип, а схему найдите в интернете. Основные несущие элементы изменять не следует, а в остальном ориентируйтесь по мере необходимости.

post-1036-1237116397

Строительство катамарана своими руками

На основе выбранного проекта проводится расчет конструкции глиссирующего судна. На этапе проектирования определяются:

1. Местная прочность элементов судна: бортов, днища, надстроек и палубы.
2. Местная прочность моста.
3. Общая прочность с учетом устойчивости на кручение и изгиб.

Чем больше вес судна, тем ниже скорость, которую он достигает. Чтобы облегчить конструкцию за счет уменьшения массы палубы, днища и бортов, применяют технику армирования.

Для строительства катамарана своими руками приобретают:

• доски, брусья. Их цена начинается от 3000 руб. за кубический метр,
• мотор и баллоны. Их цена начинается от 50 000 руб.,
• крепежные элементы и клей. Это обойдется вам примерно в 500 руб.,
• алюминиевые трубы (около 25 метров). Стоят от 300 руб. за метр,
• краску двух цветов и др. Цена от 500 руб.

img_9877

Порядок выполнения работ

1. Разбейте плаз, затем все элементы, прорисованные в полную величину, перенесите на фанеру.

2. Проведите соединение боковых рундучных секций и оснастите их шпигатами.

3. Расположите элементы вдоль шпангоута и прикрепите их гвоздями. С другой стороны установите кницы.

4. Полученную конструкцию при строительстве катамарана своими руками просушите в течение 24 часов при температуре не ниже 20 градусов.

5. Подготовьте и соедините детали для киля. Эта же процедура повторяется при сборке форштевня. После чего киль и форштевнь склеиваются. Дополнительно крепить гвоздями конструкцию не нужно.

6. Изготовьте стапель-балки из подготовленных досок толщиной 5 см. Затем установите закладки.

7. Подготовьте шпангоуты под крепление киля шурупами и клеем.

8. Установите привальные брусья, стрингеры, подпалубные и продольные связи.

9. Приступите к малковке корпуса рубанком. Удостоверьтесь, что отсутствуют зазоры и ненужные выступы.

10. Обшейте борт фанерой при помощи клея. Стыки закрепляются брусками и затягиваются струбцинами. После просушки клей зачистите, а конструкцию установите на борт. Закрепите ее клеем и подтяните шурупами.

11. Обшейте фальшборт и палубу катамарана, построенного своими руками при помощи клея и запрессовки мелкими гвоздями.

12. Покройте краской. Необходимое количество слоев – 3.

13. Проверьте рулевое управление и настройте работу двигателей. Спуск катамарана проводится носовой частью вперед. Первый раз двигатель проверяют на малых оборотах.

При сборке особое внимание уделяйте прочности и надежности крепления. Баллоны ни в коем случае не должны соприкасаться с металлическими элементами. Не экономьте на материалах, ведь от этого зависит безопасность пассажиров. Примерная стоимость катамарана, построенного своими руками, равна минимум 120 000 руб. Основные затраты идут на алюминиевый корпус, баллон и мотор.



1
Читайте также:
Евгений-Андрианов
26 ноября в Москве состоялась премия Navigator Awards
В субботу, 26 ноября 2016 года, в клубе Soho Rooms прошло награждение победителей премии NAVIGATOR Awards, которая была посвящена грандиозному закрытию парусного сезона 2016 года. VodaBereg стал информационным партнером мероприятия.
Больше материалов!