rabstol_net_yacht_06

Яхта – это быстроходное судно малых размеров, которое предназначено для перевозки по морю или внутренним водоемам небольшого количества человек. Цели таких плаваний могут быть самыми разными: отдых, туристическое путешествие, спортивное соревнование. Устройство яхт, по сути, придерживается одной схемы, включающей в себя ряд обязательных для этих судов элементов и систем. Больше всего нас будет интересовать устройство парусной яхты, так как именно парус и отличает эти суда от всех остальных. Попробуем разобраться, какие же существуют части яхты.

Bolishaja-parysnaja-jahta-6692

Как устроена парусная яхта?

Основными частями такого судна являются:

1. Корпус.
2. Паруса.
3. Перо руля.
4. Плавник (киль).

Корпус состоит из бортов, транца и палубы. Борта – боковые части корпуса (левый и правый), спереди соединяются под острым углом, образуя нос, сзади скреплены с помощью транца. Последний нередко сделан так, чтобы выполнять еще какие-то дополнительные функции. Например, транец удобно использовать в качестве площадки для купания.

Сверху корпус покрыт палубой, предотвращающей попадание воды во внутренние помещения судна. Над палубой имеется надстройка – рубка. На круизных судах она достигает больших размеров и нередко заполняет собой практически всю палубу. Устройство спортивных яхт в этом отношении имеет существенное отличие. Рубка для спортсмена не играет решающей роли. Напротив, она придает судну лишний вес и увеличивает сопротивление ветру. Поэтому на спортивных судах такого типа рубка, как правило, очень маленькая.
С помощью перегородок корпус поделен на отсеки: жилые (для нужд экипажа) и нежилые (для различного оборудования).

luxfon.com_21823

Паруса – основная (а иногда и единственная) движущая сила корабля. Круизные парусные суда, как правило, имеют дополнительно запасной двигатель внутреннего сгорания, который позволяет продолжать движение даже в отсутствие ветра. Устройство спортивной яхты, напротив, обычно не предусматривает подобной роскоши.

Паруса бывают нескольких разновидностей. В обычных условиях корабль плавает под основными парусами. В случае если ветер усиливается и начинается шторм, их следует поменять на штормовые (они меньше обычных и прочнее). Для соревнований используют дополнительные паруса. Они позволяют более эффективно ловить попутный ветер, значительно увеличивая скорость судна.
Паруса устанавливаются на суда с помощью специальной системы балок, называемой рангоут. К ней относят мачты, реи, гик, гафели и др. Управляют парусами с помощью снастей, ими же скрепляют рангоут. Система снастей имеет свое название – такелаж.

Киль прикреплен к подводной части корпуса по центральной линии, обладает немалым весом. Плавник (он же киль) – важная часть яхты. Его функция заключается в стабилизации и придании устойчивости судну. Благодаря килю яхта не опрокидывается, а боковой дрейф судна практически полностью сводится на нет.

Однако не все суда снабжены стационарным тяжелым килем. Плавник может быть легким и при необходимости прятаться в корпус. Такие кили получили название шверты.

Перо руля – плоскость, как и киль, крепящаяся к подводной части корпуса. Однако в отличие от плавника, перо руля подвижно и имеет возможность поворачиваться, повинуясь движениям штурвала. Это необходимо, чтобы предотвратить отклонение яхты от основного курса.

JETHOU, Sail n: GBR 74R, Owner: SIR PETER OGDEN, Group 0 (IRC >18.05mt)

Бывает ли у яхты автопилот?

Управлять таким судном, в принципе, может каждый. Однако для этого нужно освоить курс управления яхтами, а также научиться некоторым практическим навыкам.

Управление яхтой включает в себя два аспекта: управление рулем и парусами. Руль предназначен для маневрирования, что позволяет судну не отклоняться от курса, при необходимости изменять его, а также находить попутный ветер.

Управление парусами – задача более сложная, ведь требуется поставить их таким образом, чтобы использовать попутный ветер максимально эффективно.
Если яхта предназначена исключительно для отдыха, ее владельцу совсем не хочется все свободное время уделять управлению. Поэтому вопрос об автопилоте в устройстве яхты так актуален.

maxresdefault (3)

Парусная яхта с автоматическими парусами

Прогресс не стоит на месте. Современные технологии позволяют управлять парусами автоматически, без участия человека. В зависимости от погодных условий компьютер принимает решение о том, какие и под каким углом следует поставить паруса, чтобы поймать попутный ветер.

Такая система очень упрощает управление яхтой и делает плавание максимально комфортным.

***
Для многих такие суда – это роскошь, показатель статуса ее владельца в обществе. Но яхты предназначены не только для праздного времяпровождения. Не стоит забывать и о спортивных судах, которые, в отличие от круизных, лишены чрезмерного комфорта. Ведь их основная цель – борьба с морской стихией.

Яхты могут сильно отличаться друг от друга, некоторые даже не имеют парусов. Но объединяет их одно – свобода владельца выбирать любой маршрут плавания на свой страх и риск.



1
Читайте также:
Больше материалов!