Яхтинг — это не просто спорт, а целый образ жизни, со своим стилем, правилами и языком. Чтобы не запутаться в сложных формулировках и почувствовать себя настоящим «морским волком», вам необходимо уверенно пользоваться корабельным словарем.

 

Ахтерштаг – часть стального троса (стоячего такелажа), которая располагается в диаметральной плоскости судна. Эта часть троса удерживают мачту судна с кормы.

Бак – носовая часть верхней палубы до фок-мачты (фок-мачта — это передняя мачта).

Бакштаг — курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией направления ветра угол больше 110° и меньше 180°(углы считаются от носа судна). Также, Бакштагом называют снасти на судне, поддерживающие мачты с боков и немного сзади.

Бейдевинд — курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией направления ветра угол меньше 60° (углы считаются от носа судна).

Бегучий такелаж — такое название присуще системе фалов, шкотов, брасов. Она служит для управления рангоутом и парусами.

Ванты — снасти судового стоячего такелажа, раскрепляющие к бортам мачты.

Вольная вода — глубина, которая позволяет судну простаивать без повреждений при максимально большой убыли воды.

Вымпел — флаг, который подымают в начале плавания, а опускают при завершении. Особенностью этого флага является его необычная форма, он длинный и узкий с раздвоением на конце.

Гавань — естественно или искусственно огражденное место на воде, представляющее собой удобную стоянку для судов.

Галс — курс следования судна относительно ветра.

Галфинд — курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией направления ветра угол в 60 — 110 градусов.

Гальюн — уборная на судне.

Гик — горизонтальная балка, передним концом подвижно укрепленная в нижней части мачты и идущая по направлению к корме, она используется для растягивания нижней кромки паруса.

Грот — На одномачтовых судах гротом, как правило, называется задний парус.

Дрейф — уклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра или течения.

Дрейфовать — пассивно двигаться по ветру или течению.

Кок — повар на судне.

Корма — задняя часть судна, включая подводную и надводную часть.

Курс — путь, по которому идет корабль.

Камбуз — кухня на судне.

Киль — основная продольная балка на судне, идущая в диаметральной плоскости от носовой до кормовой оконечности судна.

Каюта — жилое помещение на судне, в котором могут располагаться как пассажиры, так и члены экипажа.

Кают-компания — общее помещение для обеда, совместного отдыха и общения экипажа судна.

Кокпит — открытое помещение для рулевого и пассажиров в кормовой части палубы на яхте.

Кранец — служит для защиты корпуса судна от возможных повреждений.

Лечь в дрейф — установить паруса так, чтобы корабль не имел поступательного движения. Для этого паруса располагаются таким образом, что одни из них под действием ветра двигают корабль вперед, а другие – назад. Фактически, при таком положении парусов корабль остается почти на месте.

Левентик — положение паруса, при котором его плоскость расположена параллельно линии ветра. В таком состоянии парус бездействует. Также, Левентик – это положение судна, когда ветер дует спереди вдоль диаметральной плоскости.

Леер — туго натянутая веревка или стальной трос, закрепленный с обоих концов. Он применяется для предохранения от падения людей за борт.

Марина — специально оборудованная стоянка яхт, на которой экипажам предоставляются различные услуги.

Морская миля — единица измерения длины. 1 миля = 1852 метра (длина 1-й минуты меридиана).

Норд-вест – так называют северо-запад или северо-западный ветер.

Норд-ост – так называют северо-восток или северо-восточный ветер.

Нос — передняя часть судна (включает ее надводную и подводную части).

Открытый порт — порт, в акваторию которого могут заплывать иностранные суда.

Отшвартоваться — отойти от берега, пристани, стенки причала или от другого судна.

Палуба — горизонтальное перекрытие судна. С помощью палуб судно разделяется на уровни. Верхняя палуба ограничивает судно сверху.

Порт — это транспортное предприятие, которое имеет в своем распоряжении один или несколько причалов. Причалы используются для приема и отправления пассажиров, загрузки и отгрузки, а также для комплексного обслуживания судов.

Рангоут — круглые деревянные или металлические полые трубы, предназначенные для постановки и несения парусов.

Румб — одно из тридцати двух делений компаса.

Снасть — всякий трос, применяемый для подъема, уборки парусов и управления ими.

Стаксель — треугольный парус, поднимаемый по штагу спереди мачты к носу судна.

Спинакер — добавочный треугольный парус из легкой парусины, который ставится на яхтах при попутном ветре. Он требует сноровки в управлении, не рекомендуется к использованию начинающими яхтсменами. Требует отдельного страхового депозита.

Степс — гнездо в днище или палубе судна, в которое мачта устанавливается своим шпором (нижний конец мачты).

Стоячий такелаж — система тросов, служащая для поддержания и укрепления рангоута в необходимом положении.

Топ — это верхушка мачты.

Трап — лестница на судне.

Трюм — самая нижняя часть внутреннего пространства корабля.

Узел — единица скорости в морской навигации. 1 узел=1 миля/час.

Фарватер — путь, безопасный от камней и мелей.

Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема парусов, флагов и т.п.

Фордевинд — курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра (ветер в корму).

Форштевень — массивная часть судна, являющаяся продолжением киля и образующая носовую оконечность судна.

Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом (специальный мягкий трос, которым для прочности обшиваются кромки парусов).

Шкипер — капитан невоенного судна.

Шкот — бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении.

Шлаг — трос, который идет от верхней части мачты к носу судна.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса или другими словами шпангоуты — это ребра судна, к которым крепится наружная обшивка.

Штаг — часть стоячего такелажа (так называют стальной трос), расположенного в диаметральной плоскости судна и удерживающий мачту спереди.



Читайте также:
Больше материалов!