Перед стартом нового парусного сезона мы встретились с организаторами российских любительских регат Ксенией Наумовой (Борт1) и Петром Лежниным (YachtingRus), объединившими в этом году свои силы для проведения Yachting Rus Cup 2015 на озере Гарда. Поговорили с ними о росте популярности парусного спорта в стране, перспективах развития направления в условиях кризиса и любимых акваториях.

552937_243944315705129_1842314810_n копия

10965360_10153059616877290_70981571_n копия

 

 Когда и как началась вся эта затея с организацией любительских регат в России?

Пётр: Непосредственно с организацией регат у меня все началось в конце 2010 года. Идея выросла из сообщества Yachting Rus на площадке Живого Журнала, буквально, из одного комментария активного участника сообщества, Григория Аксёнова: «Нас уже 1300 человек здесь общается виртуально, давайте съездим в Черногорию и встретимся реально». Это был своеобразный выход в оффлайн, развиртуализация.

 

Но все из первых участников сообщества были в «парусной» теме?

Пётр: Да, конечно, они все были яхтсменами. Кто-то путешествовал под парусом в Швецию, кто-то через Атлантику, некоторые ходили на Луче по Волге.

И вот мы назначили дату в конце декабря и поехали в Черногорию.

Сообщество объединяет русскоговорящих яхтсменов по всему миру, у нас есть участники и из Сингапура, Канады и Штатов. Всех нас связывает общий язык общения и активная позиция в парусе.

 

И много тогда было участников?

Пётр: Нас было около 40 человек.

 

И потом это сразу превратилось в традицию?

Пётр: Да, после регаты участники выразили желание превратить это событие в ежегодную традицию.  И вот под флагом Yachting Rus мы собирались уже 11 раз: в Черногории, Киеве, Одессе, Калининграде, Кипре и озере Гарда. Так же проходили соревнования в Конаково на яхтах класса Луч. После 11 регат в разных местах и на разных яхтах можно сказать, что приобретён огромный опыт. Устоявшиеся и самые удачные места это Калининград, Конаково и озеро Гарда в Италии. Мы проводим регаты в яхт-клубах, где проходят чемпионаты мира и самые массовые регаты. Получить право проведения любительской регаты в таких местах не просто, но у нас замечательные участники и мы себя хорошо зарекомендовали.

 

С какого момента начали присоединяться люди со стороны?

Пётр: Даже на первой регате были люди, которые и яхту первый раз в жизни видели! Просто они где-то прочитали, заинтересовались и приехали. У нас не было никаких ограничений по опыту и квалификации, как тогда, так и сейчас.

 

Как по ощущениям, этот процент людей, которые к вам присоединялись просто ради развлечения, со стороны, он увеличивается с каждым годом?

Пётр: Думаю, да. Сейчас прошло уже 4 года, и процент постоянно растет. Народ ездит на «яхтинг», так же как и на «лыжинг» или «сноубординг». Мы-то его называем не яхтингом, а парусным спортом.

Ксения: А вот мы его, как раз, называем яхтингом! И у меня все началось именно с его стороны. В свое время меня позвали на любительскую регату, это было в 2011 году. Я первый раз сходила по маршруту в Хорватии, познакомилась там с замечательными людьми, отличными шкиперами, и подумала о том, что хотелось бы сделать регату для себя, чтобы меня все в ней устраивало. И, поскольку интересных предложений на рынке найти не удалось, я занялась этим делом самостоятельно, запустив проект БОРТ1. Мы провели несколько гонок в Хорватии, потихонечку стали принимать участие в мировых регатах, но никогда не стремились в профессиональный парусный спорт, изначально подходя к парусу как к развлечению. Можно, действительно, ехать кататься на лыжах, на сноуборде, можно лежать на пляже «пузом к верху», а можно открыть для себя яхты с точки зрения отдыха и фана.

 

10656498_10153059620042290_1305010993_n

 

Люди постепенно втягивались? Насколько активно проявлялся интерес к такому виду отдыха?

Ксения: Уже во время нашей первой регаты в 2012 году мы собрали 10 лодок всего за 1 месяц! Сразу было порядка 100 человек на регате. Мы ее тогда заявляли исключительно как любительскую, с большой развлекательной программой, всеобщим весельем. А потом те, кто сходил на такую регату, захотели попробовать себя в чем-то более спортивном и заинтересовались серьезными соревнованиями. Еще одна особенность — все поездили по заграницами и стали уже здесь, в Москве, как-то искать развлечения: в Подмосковье ходить на регаты, собирать экипажи, тренироваться на Эмках, J70… Вот и получается, что, с точки зрения парусного спорта в России, вход происходит как раз со стороны любительского «яхтинга». А дальше уже люди принимают решение: либо они остаются в любительском формате, либо они идут дальше.

 

И много людей продолжает свой путь?

Пётр: Процент людей, уходящих из парусного спорта, — очень маленький. Один раз попал и всё, это как наркотик. Грань между профессиональным и непрофессиональным спортом в этих дисциплинах очень сложная. Можно, скорее, выделить среди них олимпийские и неолимпийские. Еще, часто возвращаются через «яхтинг» люди, которые в детстве занимались на Лазере или Оптимисте.

 

В прошлом году все говорили о том, что в России начался настоящий бум парусного спорта. Что ждет яхтинг в этом году? Такой затратный вид спорта, да и развлечение, а в стране кризис…

Пётр: Любое развлечение — оно дорогое, яхтинг не исключение. Но детский парусный спорт в родном яхт-клубе должен быть очень доступным.

Ксения: Я считаю, тут важно понимать, что в России парусный спорт изначально воспринимался как элитарный, «лакшери» и high premium. Но в реальности это не совсем так. Просто, с точки зрения любительских регат, в прошлом году было очень много предложений. Буквально все подряд, кому не лень, делали свои регаты, потому что это интересно, это весело, это ново. С парусным спортом чего только не придумывали: и круизы, и гонки, и тимбилдинги. Поэтому он так сильно и вырос. Еще пять лет назад у нас можно было пересчитать на пальцах всех организаторов по этому направлению. А сейчас, поскольку кризис накрыл нас нежданно-негаданно, количество любительских регат будет сокращаться именно по той причине, что количество людей, которые могут себе позволить такую поездку, уменьшится.

 

Но пока на весну еще много предложений…

Ксения: Люди адаптируются, включают антисанкционный режим.

 

То есть, вы не боитесь почувствовать снижение спроса непосредственно на себе?

Пётр: Cыр остался таким же вкусным, паста такой же «аль денте» —  в Италии ничего не поменялось. Просто берутся одни бумажки и меняются на другие бумажки. Да бумажек нужно чуть больше, чем в прошлом году.

Ксения: Еще все сильно заточено на личный фактор. Я считаю, что, если людям интересно именно со мной пойти на регату, то они и в следующий раз будут искать возможности, чтобы снова получить этот опыт именно со мной. Поэтому я со своей стороны, как организатор, адаптируюсь и по ценам, и по условиям. Делаю какие-то более выгодные предложения. Но, в конечном итоге, все сводится к тому, что: «Да, мы знаем Ксюшу, да, мы знаем Петю, замечательные люди, вот с ними мы и пойдем отдыхать».

Пётр: А мне кажется, что этот год будет очень интересным. Да, будет заявлено много регат, и у всех будут проблемы с привлечением людей, но в этом году все попробуют парусные возможности России. Народ туда поездит и поймет, что количество потраченных денег вполне эквивалентно аналогичной поездке заграницу. На наших южных направлениях, к сожалению, пока нет парусной культуры. Там слабая организация на месте и сложные трансферы.

Ксения: Все верно. И для того, чтобы эту самую среду у нас в стране создать, нескольких регат не хватит. Нужно, чтобы перманентно всегда шла какая-то активность, а это уже вопрос совершенно других бюджетов и других лиц, которые в этом заинтересованы.

Пётр: Конечно в Петербурге, Москве и в Калининграде парусный спорт активно развивают и это радует. Самое главное, что-бы людям которые это развирают не ставились бюрократические барьеры и парусный спорт детский и взрослый двигался в массы.

 

2014_08_worlds_kiel_02

 

Судя по всему, вы на следующий сезон настроены весьма оптимистично…

Пётр: Конечно, кризис — это интересно! Это как резкий заход ветра в гонке, нужно анализировать расклад по дистанции и двигаться к верхнему знаку.

Ксения: Сейчас все начнут что-нибудь придумывать. Кто-то пойдет играться с ценой, кто-то будет заманивать невообразимыми программами и беспрецедентным уровнем сервиса. Кто-то начнет привлекать медиа-звезд, создавать шумиху. Но, в конечном итоге, к концу года станет ясно, кто удержится на плаву, а кого просто-напросто смоет.

Пётр: Но, лично мое мнение, что новых регат на рынке не появится.

Ксения: Если только яхт-клубы и компании не будут объединяться для совместных мероприятий…

 

А как он выглядит тот самый среднестатистический участник любительской парусной регаты?

Пётр: Я бы описал его, как немного «подзадолбавшегося» топ-менеджера… (Смеется)

Ксения: А у меня не так! Тут не важно — женщина или мужчина, их, обычно в равных пропорциях…

Пётр: Женщин больше!

Ксения: А у меня нет! (Смеется) Ну, скажем, мужчины и женщины, в возрасте от 25  до 45 лет с уровнем дохода средним и выше среднего, но, я бы не сказала, что это премиум тусовка. Это люди с активной жизненной позицией, они открыты к чему-то новому, не хотят отдыхать скучно и любят спорт. Потому как даже «яхтинг» — это, определенно, в первую очередь, спорт.

Пётр: К нам приходят все, от владельцев автомобильных компаний до студентов.

 

10965579_10153059620052290_1091015457_n

 

И нормально уживаются в замкнутом пространстве яхты?

Пётр: Абсолютно, на воде в гонке стираю многие человеческие границы, которые есть у людей в обычной жизни.

Ксения: Да, этим же объясняется и растущий интерес к яхтингу. Это одно из тех редких мест, где все вышеперечисленное не имеет значения. Люди за годы устали от всего этого «гламура», необходимости соответствовать статусу, имиджу. Поэтому они рассматривают регаты как возможность побега, возможность побыть самим собой.

Петр: Ну, и иногда побыть детьми…

 

А как происходит выбор страны и места для проведения регаты?

Пётр: Во-первых, там должна быть инфраструктура, должны быть договоренности с принимающей стороной, которая обеспечивает нас яхтами и сервисом, и это место должно быть интересным в плане условий. Например, Хорватия — это направление, где мало ветра (там интереснее развлекательная программа), а вот на озере Гарда большой спектр разных ветровых условий, и все как по расписанию. Еще важен момент цены. Та же Гарда по береговым условиям похожа на Монако, но по цене раза в 3 раза меньше.

 

А есть любимые места?

Пётр: Бискай, Гарда и Ладога….

Ксения: Конечно! У меня есть несколько любимых мест. Первое — это, безусловно, озеро Гарда (поэтому первое крупное мероприятие в этом году мы организовываем именно там). Еще я очень люблю замечательную регату Giraglia Rolex Cup которая проходит на территории Франции, Италии и Монако. Ну и потрясающее место — Пхукет, где есть ежегодная регата на Кубок Короля Таиланда. В последнее время она, кстати, начинает пользоваться все большей популярностью среди наших соотечественников.

 

2014_09_yrc11_02 2014_09_yrc11_12

 

Не раздражает большое количество русских на многих международных гонках?

Ксения: Ну, стоит отметить, что имидж русских на регатах в последние годы стал заметно лучше. Часто встречаются и смешанные экипажи: можно запросто увидеть на одной лодке флаги России, Украины, Белоруссии, Болгарии… Спорт объединяет людей.

 

А что для вас самое сложное в процессе организации регат?

Пётр: В первую очередь, наша главная задача — найти общий язык с людьми, причем, как со стороны партнеров, так и со стороны набранных экипажей.

Ксения: Я свою самую сложную задачу на этот год вижу так: хочется, чтобы люди, не смотря на скачки валют, нестабильную ситуацию и прочие житейские проблемы, думали: «Пусть все в этом мире и сложно, но на регату я, непременно, пойду!»

 

И сразу в начале сезона зовете их в Италию…

Пётр: Да, с 6 по 12 апреля мы (YachtingRus) совместно с Борт1 организуем регату на севере озера Гарда. Гонки будут проходить на монотипном флоте J80. Сейчас у нас еще есть несколько мест для участников. По программе будут гонки в двух группах (до обеда и после обеда). Таким образом получается активные 4-5 часов на воде, за которые мы проводим 3-4 гонки, которых более чем достаточно чтобы «угоняться».  Другую половину дня активно проводим на суше, поездки на велосипедах, термальные источники и просто наслаждаемся видом гор. Подробно можно ознакомится на сайте регаты www.yrc.dk.

Ксения: Весь интерес в том, что эта акватория исключительно спортивная, и флот мы используем тоже спортивный, но, при этом при всем, мы делаем любительскую регату. Это значит, что и гонки, и береговая часть будут на самом высоком уровне.

Пётр: А за ужином в ресторане можно будет легко встретить яхтсменов с мировым именем, которые постоянно живут и тренируется на Гарде, например Роберта Шейдта.

 

 

Материал подготовила: Александра Цепилова



Читайте также:
Больше материалов!