Гид по рэк-дайвингу Средиземноморья

Затонувшие корабли и самолеты, исчезнувшие под толщей воды города – все это привлекает дайверов не меньше, чем богатая фауна рифов.

Знаете, как выглядят морские павлины? Знаете, что подводные пещеры иногда скрывают «воздушные мешки» — большие залы с кислородом и уникальной флорой и фауной? Знаете, что в 1980 году у берегов Кипра таинственным образом затонул огромный паром «Зенобия»? Подводный мир Средиземного моря поразительно разнообразен. Перечислять все интересные места для дайвинга – бессмысленная задача. Вместо этого мы приготовили несколько рецептов путешествий для тех, кто только собирается учиться дайвингу или же улучшить свои навыки.

Ларнака, Кипр

В водах у побережья Кипра почти нет планктона. Именно поэтому море здесь прозрачное, лазурного цвета. Отсутствие сильных течений делает погружения безопасными и комфортными. В прибрежных водах встречаются более 80 видов рыб, а также зеленые черепахи, тюлени и дельфины. Однако наиболее интересен рэк-дайвинг – погружение с целью исследования затонувших кораблей.

Именно здесь, в 1,5 километрах от гавани Ларнаки на глубине 42 метра покоится «средиземноморский «Титаник». В июне 1980 года шведский грузовой паром «Зенобия» совершал свой первый рейс из Сирии в Грецию. 172-метровый исполин вез на борту сотню 40-тонных грузовиков. До сих пор неизвестно, почему при заходе в гавань Ларнаки «Зенобия» начала крениться на левый борт. Среди приоритетных теорий (одна другой краше) – сбой в системе балансировки, преступный умысел владельца с целью получения страховки и происки израильских спецслужб. Экипаж «Зенобии» вовремя эвакуировали, а сам паром до сих пор лежит на левом борту.

zenobia

 

Из всех «утопленников» Средиземноморья этот наиболее известен среди дайверов. Причем погружаться к «Зенобии» могут как профессионалы, так и новички: правый борт находится на комфортной для начинающих глубине в 16-18 метров. При опрокидывании многие грузовики, непрочно закрепленные на палубе, рассыпались, как горох, по дну вокруг парома – зрелище впечатляющее. За десятилетия, прошедшие после аварии, дайверы успели исследовать каждый закуток затонувшего парома. Если обладаете хорошими навыками, можно забраться даже в машинное отделение. Но классический сюжет для подводной фотосессии – дайвер, сидящий за рулем грузовика, прикованного к вертикально стоящей палубе.

Школы дайвинга поблизости

Центр Dive In расположен всего в трех минутах хода на лодке от места крушения «Зенобии» и в 15 минутах ходьбы от центра Ларнаки. Инструкторы Dive In имеют сертификаты самой распространенной системы подготовки PADI и владеют несколькими языками, в том числе русским, что сделает обучение еще более комфортным. При центре открыт прокат оборудования, а также сервис-центр, где можно заправить баллоны.

Центр Rusty Divers и вовсе ориентирован именно на русских туристов. У RD имеется даже сайт на русском, где можно узнать, что центр предлагает три программы обучения. Touristic Diver – это подготовительный курс, после прохождения которого можно погружаться на глубину 10 метров. Стоит курс 165 евро. Программа Open Water Diver продолжительностью 4-5 дней стоит 395 евро. После прохождения этого курса можно погружаться на 20 метров. Те, кто уже освоил OWD, могут дополнительно получить сертификат Experienced Diver за 220 евро, который дает возможность погружаться на 40 метров. Все курсы проводятся по системе сертификации CMAS.

Что еще посмотреть: В Окружном археологическом музее собрана коллекция античных предметов. Акведук Камареса, расположенный при въезде в город, сохранился за 1000 лет настолько хорошо, что кажется построенным в XX веке. Форт Ларнаки был построен в XVII веке турками для обороны города, затем служил тюрьмой, а теперь его превратили в музей.

Бодрум, Турция

Многочисленным дайвинг-центрам Бодрума не так повезло, как «коллегам» из Ларнаки. Но дно здесь настолько красивое, а подводная живность настолько разнообразная, что и без затонувших исполинских кораблей дайвинг в этом регионе – самое популярное туристическое развлечение. Однако правительство решило сделать здешние воды еще более привлекательными для дайверов. Лет 6-7 назад стартовала программа «Искусственные рифы и затопленные объекты Караада. Бодрум», в рамках которой в 2007 году у берегов полуострова были затоплены два военных корабля. Позже к ним присоединился еще один, а также самолет С-47 длиной 20 метров (лежит на глубине 14 метров).

Как бы ни старались власти региона заманить еще и любителей рэк-дайвинга, основные погружения здесь совершаются ради природных подводных красот или древностей. Так, у островов Каргы и Кечек на доступной для дайверов глубине находятся руины античных городов. Главным же местом погружений является Большой риф. Внешне он напоминает гору, только под водой. Основание находится на глубине 35 метров, а верхушка – в 7 метрах под поверхностью воды. Перечислять бестиарий морских обитателей, живущих на этом рифе, бессмысленно — лучше увидеть.

bodrum

Также интересен дайвинг-сайт Маяк. Это тоже подводная скала с 5 метров под поверхностью воды до 20 метров дна. Здесь обитают рыбы-драконы, осьминоги, мурены и орфосы. Северо-восточная бухта Пойраз находится за островом Кара Ада в 45 минутах хода на лодке от Бодрума. Здесь нередко находят фрагменты античных амфор, а животный мир представлен морскими звездами, муренами и осьминогами. Дайвинг-сайт Пакоз находится между островами Качакчи и Фенер. С 8 метров скальные образования спускаются до 24 метров. Здесь обитают барракуды, а на глубине 14 метров нашла свое последнее пристанище некогда роскошная яхта. Бухта Джанак отличается прекрасной видимостью – более 20 метров. Здесь очень комфортно проводить подводную съемку. А снимать есть что: цветные окуни, осьминоги, губаны, огненные черви.

Школы дайвинга поблизости

Самая большая школа подводного плавания – BodrumDiving. Здесь проводится обучение по программам PADI, CMAS и SSI. Инструкторы (среди которых есть и русскоговорящие) проводят тренинги по 5 основным курсам – от Scuba Diver до Dive Master. Курсы длятся от 2 до 4 дней. Кроме того, школа организует дайвинг-туры и ночные погружения.

Также в городе работает школа, организованная нашими соотечественниками. Называется она DiveBodrum. Аренда снаряжения обойдется в этом центре около 20 евро. Однодневный дайвинг-тур с двумя погружениями – 60 евро. 5-дневный пакет на 10 погружений – 250 евро. Обучение проводится по системам PADI и CMAS.

Что еще посмотреть

: Одно из семи чудес света было построено именно на территории современного Бодрума. Усыпальница царя Мавсола, которую также называют мавзолеем Геликарнаса, была настолько внушительных размеров, что даже мощнейшее землетрясение XIII века не смогло полностью уничтожить монументальную постройку. Теперь на месте мавзолея лишь развалины, однако остатки 36 ионических колонн и барельефов до сих пор являются величественным памятником античным строителям.

Но Мавсол остался в истории не только благодаря усыпальнице. По его приказу в IV веке до н.э. был построен амфитеатр. В наше время его немного отреставрировали – ровно до того состояния, чтобы проводить в нем спектакли и представления.

Остров Гозо, Мальта

На Мальте очень много возможностей для рэк-дайвинга. Английский военный корабль «Маори», потопленный в 1942 году в Сент Эльмо Бэй, буксир «Рози», затопленный в 1991 году ради развлечения туристов, бомбардировщик Blenheim – лишь немногие известные объекты, которые можно исследовать у берегов Мальты. Однако мы предлагаем сосредоточиться на подводных пещерах, которых здесь несчетное количество. Все они сосредоточены у берегов острова Гозо.

Одним из самых известных дайвинг-сайтов подобного рода является Голубая Дыра. Это круглый провал у берега в метре под поверхностью воды. Вертикальный туннель опускается на 26 метров, имеет много ответвлений и гротов.

maori

 

Удивительное скальное образование формирует дайвинг-сайт Двойная Арка. Скала, находящаяся в 200 метрах от берега, имеет большую арку, над которой есть еще два отверстия поменьше. Верхушка рифа находится на глубине 16 метров, основание – на 36 метрах. Здесь можно встретить рыб-драконов, морских ежей и морских собачек.

Сайт Якорная бухта получил свое название из-за того, что на дне покоится огромный якорь военного корабля. Дно покрыто большими валунами, нагроможденными друг на друга. В пространстве между ними обрели свой дом морские окуни и осьминоги. В 150 метрах от места погружения в скале на глубине 10 метров находится вход в большую пещеру. Внутри – воздушный мешок под сводом внушительных размеров.

Школы дайвинга поблизости

В городе Гозо немало дайвинг-центров. Один из самых известных – Calipso. Одно погружение с оборудованием центра стоит 30 евро. За доплату в 5 евро опытные дайверы могут совершить ночное погружение. Пакет из 10 погружений стоит 245 евро. Большинство дайвинг-сайтов Гозо находятся близко к берегу и не требуют лодки. Но если все же захочется «выездных» погружений, за нее придется доплатить 10 евро. Обучение в Calipso Diving Centre проводится по системе PADI. Вводный курс обойдется в 45 евро. Начальный сертификат PADI Scuba Diver – 245 евро.

Неподалеку находится школа GozoDiving. Там одно погружение в сопровождении инструктора также стоит 30 евро. Аренда полного комплекта оборудования для самостоятельного погружения – 15 евро. Четырехдневный курс PADI Open Water Diver – 290 евро.

Что еще посмотреть

: Согласно Гомеру, именно здесь нимфа Калипсо семь лет держала в сладостном плену Одиссея. На острове сохранилась одна из самых древних построек в мире. Возраст мегалитического храма Джгантия составляет 6000 лет.



Читайте также:
Фетхие. Популярный курортный город на юге Турции
Фетхие (Fethiye) - это популярный курортный город на юге Турции, расположенный на берегу Эгейского моря. Город привлекает туристов со всего мира своим красивым пейзажем, теплым климатом, чистым пляжем и богатой историей.
TAG HEUER представляет новую коллекционную версию HEUER MONTREAL к 160-летию бренда
По случаю своего 160-летия TAG Heuer представляет вторую коллекционную модель – TAG Heuer Carrera 160 Years Montreal Limited Edition. При разработке часов новой лимитированной серии художественный замысел состоял в том, чтобы соединить характерные черты двух культовых моделей TAG Heuer: Carrera и Montreal. В 1972 году мануфактура Heuer выпустила яркий автоматический хронограф под названием White Heuer Montreal. Сегодня, спустя несколько десятков лет, его броская стилистика, отраженная в гармоничных красных акцентах и желто-синей цветовой гамме, воплотилась в элегантном дизайне часов с небольшим корпусом диаметром 39 мм: лимитированная серия TAG Heuer Carrera выпущена тиражом всего 1 000 экземпляров. Коллекционные часы, созданные на основе двух ярких и необычных моделей TAG Heuer, являются успешным продолжением юбилейного проекта, посвященного 160-летию компании. TAG Heuer создает часы на все времена, гармонично сочетая традиции и инновации, обращаясь к прошлому и заглядывая в будущее.
Больше материалов!