Михаил Тормозов: Никому не советую начинать с больших лодок
Путевые заметки начинающего шкипера. Сразу после получения IYT взять в чартер Lagoon 450 – это по-нашему!
Полку русских шкиперов прибыло. Наш постоянный читатель и добрый друг Михаил Тормозов – отчаянный парень. Сразу после получения сертификата IYT он собрал группу туристов, взял в чартер большой катамаран в Мармарисе и отправился покорять просторы Эгейского моря. Во второе путешествие он отправился по Адриатике. О первых двух опытах Михаила в качестве шкипера и предводителя туристической группы матросов-любителей читайте в его колонке.
Первые два чартера позволяют оценить знания, полученные в яхтенный школе, свои упущения и на что надо обращать внимание при подготовке к самостоятельному плаванию. Я закончил школу Олега Гончаренко — по оценке IYT лучшую в России . Казалось, что необходимый базис есть. Но, как и предупреждали в школе, сама по себе шкиперская лицензия не заменяет практический опыт самостоятельного плавания.
Выбор лодки
Мне сразу пришлось иметь дело с большими яхтами — Lagoon 450 и Jeanneua 57. Никому бы не посоветовал начинать свою карьеру с таких размеров! Нервов стоило прилично! Особенно, если учесть, что экзамены сдавал на 36-футовой.
Lagoon 450. Минусы — высокий надводный борт и надстройка. При сильном ветре, особенно боковом, швартовка превращается в увлекательную игру под названием «как не разбить лодку». При встречной волне ходит плохо — сильные удары снизу в мост. Лавировался исходя из направления волны.
Плюсы — два мотора позволяют крутиться на месте — в безветрие можно спокойно втиснутся в любую щель в марине. Места внутри и снаружи столько, что при желании, можно целый день не пересекаться с остальной командой. Экономичен под мотором. Неплохо лавируется.
Jeannuea 57. Красива, чертовка! Напичкана электроникой по самый клотик. Норвежец с соседней лодки хвалился, что у него на яхте гриль – но, услышав, что у нас кондиционер, грустно пошел жарить свою селедку… Отличный ход под парусами, комфортабельна.
Пожалуй, теперь буду избегать лодок с женскими именами. Сначала она сама отдала якорь, потом отключала кондиционеры по каютам. А потом пошла ва- банк — при подходе к марине автопилот завис, пришлось выключать всю навигацию. И еще заботилась о нашей физической форме — в первый же день вырубились три электрические лебедки из четырех.
Место
Согласен с тем, что лучшее место для первого чартера — Турция. Обилие интересных маршрутов, отличная инфраструктура. Практически в любом месте при швартовке будет оказана помощь с берега. И даже, если экипаж не квалифицированный, то особых проблем быть не должно.
Приемка лодки
Важный момент! И дело не только в том, что пропущенная чужая царапина может быть причиной выплаты из вашего депозита, а в том, что это единственный момент, когда с представителем компании можно подробно разобраться, как что работает и где что находится. И все равно — в первый раз долго искал, где находятся предохранители электрических лебедок, где переключаются баки с водой и так далее. Второй раз снимали процесс на камеру.
Моя ошибка — когда заводили двигатель, он заработал со второго раза — представитель компании сказал, что ничего страшного, случайность. Все дни он заводился с третьего — с четвертого, а по приходу в родную марину загорелась лампочка замены свечей накаливания. Неприятно. И опасно.
Навигационные приборы
Нужно сразу и подробно разобраться в функциях приборов на лодке. Я прозевал, что глубина выставлена в футах и с полуметровым запасом по осадке бодро обошел под берегом суда на якоре. «Лихой кэп» — думали одни. «Идиот» — думали другие.
Очень важен точный прогноз погоды. При подготовке к плаванию мне посоветовали поставить на компьютер zeGrib. Хорошая программка! С силой ветра иногда ошибалась, а вот с направлением — никогда.
Пару раз менял место швартовки в закрытых бухтах из-за того, что по прогнозу ночью ветер заходил на 180 градусов. Кроме того, из-за «мордотыка» и перспективы долгой лавировки на волне (очень не комфортной на катамаране), мы поменяли следующую точку маршрута и спокойно докатились фордаком.
Прогноз, получаемый по радио, слушал для возможных штормовых предупреждений. Приложения типа Windguru, разработанные для виндсерферов и кайтеров, лучше им и оставить — расхождения с zeGrib иногда были огромными. На случай отказа интернета купил книгу «Погода и приливы» в школе Гончаренко — было полезно сравнивать визуальный анализ и действительную ситуацию.
Маршрут
С помощью опытного друга поставил восемь точек в навигационной программе OpenCPN, с запасными швартовками на случай захода ветра. Кроме того, выцыганил подробную лоцию на русском языке. Причем друг, беспокоясь за сохранность ценного экземпляра, пошел со мной в экипаже и оказал неоценимую помощь.
Каждый вечер проверял прогноз погоды и утром выходил пораньше (часов в семь — восемь). Это давало возможность всегда спокойно встать на якорь — пообедать, искупаться и иметь запас времени для выбора места ночной стоянки.
Больше 35 миль за день не проходил — можно было и 50, но экипаж хотел на берегу погулять, да и от постоянной компании нужно отдохнуть.
В обоих путешествиях ветра было не много, поэтому, когда дуло, старались использовать ветер подольше. Из-за этого пару раз швартовалось при заходе солнца, на усилении ветра. После таких случаев решил, что время прихода к ночной стоянке должно соблюдаться четко и жестко.
Взаимодействие с экипажем
Люди платят деньги и хотят отдыха и приключений — законно. Но если сразу не дать понять, что путешествие на яхте — это еще и командная работа, то можно серьезно пожалеть, что влез в это дело.
Квалификация действительно не так важна, как сообразительность и четкость исполнения команд. Особенно в критических ситуациях.
Один из новичков выразил желание помогать и учится управлять лодкой. Замечательно! Загрузил его по полной! Рулил, стоял на шкотах, бегал с мурингами. Был очень полезен.
Перед первой швартовкой проводил тренировку. И все равно швартовались с приключениями. Орать и материться в такой ситуации бесполезно (признаюсь — орал и матерился): экипаж совсем тупеет и теряется. А вот четкая расстановка по местам и уверенные короткие команды помогали.
Если в экипаже есть «опытный», то возможны две ситуации — у вас хороший помощник или у вас постоянная головная боль. В первом путешествии опытный был без кавычек, а во втором….Свое мнение на каждое действие капитана, «давай капитанить по очереди» — все это раздражало жутко. Как бороться? Да никак! Спокойно принимать решения и не обращать внимание.
Алкоголь
Разгонял безудержные посиделки за полночь. Снимал панель с магнитофона в пять утра. Особых проблем не было.
Не давайте им интернет!
В первом плавании у меня на лодке было включено 1 гигабайт трафика. На закачку погодных файлов уходило мегабайт пятнадцать в день. А общими усилиями на котиков и переписку за пару дней высосали 4 гига. Пусть покупают местные симки и шлют свои селфи куда угодно.
Какие я сделал выводы?
- Перед первым самостоятельным выходом необходимо освежить теорию — может даже походить на занятия в школу.
- Найти опытного друга, который ходил в то же место и презентами, угрозами, попросить помочь составить маршрут и дать дельных советов.
- Найти в интернете примеры приемочных листов и полазить по форумам.
- Собрать собственный ЗИП — инвертор, удлинитель, плавающий нож, хороший фонарик и др.
- Планировать поход, записывать все вопросы, вести судовой журнал.
- Тщательно принимать лодку.
- Постоянно анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения ( помня о том, что вся ответственность на тебе ).
- Сделать так, чтобы экипаж воспринимал путешествие, как веселый квест с элементами военного порядка.
- Быть максимально осторожным во всем — от расчета дневного перехода до швартовки.
- Постараться проанализировать возможные проблемы с экипажем — есть ли буйные пьяницы, дикие дети, особо умные (а давай ночью пойдем!).
- И главное — не смотря на постоянную нервную нагрузку, быть капитаном — фантастическое удовольствие!