64041

Клиперы являются самыми скоростными парусниками за всю историю морского флота. Они оснащались четырьмя мачтами, на которых развевались огромные паруса, дающие возможность судну в полной мере использовать мощные ураганные морские ветра. Благодаря быстроходности, такие корабли стали самыми эффективными для дальних путешествий. Многие западные торговцы стали ходить в восточные страны именно на клиперах. Одним из товаров, привозимых с Востока, стал чай, отсюда и пошло название этих суден — чайные клиперы.

64041

«Стригущие волны»

В самом начале XX века в период англо-американской войны 1812-1815 годов в США возникла острая потребность в судне, которое способно было бы прорвать блокаду, выстроенную Англией, и уйти от погони мощных крейсеров противника. Решить эту проблему было доверено судостроительной верфи в городе Балтиморе. А итогом проделанной работы стал новый парусник — клипер.

Судно обладало развитым вооружением, а также важной особенностью, позволившей новым кораблям превосходить остальные парусники в скорости — это острые обводы корпуса и соотношение длины к ширине (6 к 1). Эти нововведения позволили судну развивать немыслимую скорость в 15 узлов (примерно 28 км/ч). Корпус у них чаще всего был композитным: обшивка из дерева с набором из железа, что увеличивало прочность судна.

Что касается парусов, то сначала клиперы оснащались исключительно косыми, которые были эффективны при встречных потоках воздуха. Именно из-за этого эти корабли были прозваны балтиморскими шхунами. Но если косой парус был хорош при встречном ветре, то он значительно уступал при попутном ветре прямому. В итоге после некоторых испытаний судостроители стали оснащать клиперы и прямыми, и косыми парусами. Это решение привело к тому, что данные корабли смогли эффективно лавировать при встречном ветре и быстро идти при попутном, чего не могли сделать тяжелые линкоры Великобритании.

Само название «клипер», что называется, пришло из народа: моряки прозвали суда так за их острый нос и быстроходность, а в море было похоже, словно корабль «стрижет» волны — отсюда и название, которое с английского языка переводится, как «стричь».

Балтиморские клиперы стали представлять очень большую опасность для английского флота. Успехи этих кораблей спровоцировали атаку Британской Империи на Балтимор в 1814 году, которая с успехом провалилась и прославила американцев. Эта битва послужила вдохновением поэту Фрэнсису Скотту, который вскоре создал стихотворение «The cood old flag», прославлявшее доблесть американского народа. Впоследствии это стихотворение было положено на музыку, и так появился государственный гимн Соединенных Штатов Америки.

vo_vsej_krase_3

Торговые отношения Запада и Востока

После снятия торгового эмбарго с Соединенных Штатов англичанами быстроходные клиперы постепенно стали доминировать на морских торговых путях. Скоростные американские суда такого типа послужили образцом для создания новых кораблей Британской Империи, которые не уступали бы им в быстроходности и, соответственно, могли конкурировать в перевозке дорогих товаров с Востока — в первую очередь чая из Китая и опиума из Индии.

До того, как эти товары появились на рынке, торговля с китайцами носила исключительно односторонний характер, так как изоляционная политика императорской Маньчжурской династии старалась минимизировать влияние других, в особенности западных стран. Поэтому, в Китае для торговых клиперов открытым был один порт. Также карались попытки изучать местный язык. Эти условия не позволяли западным странам продавать свои товары на китайском рынке. В итоге Британская Империя была вынуждена оплачивать импорт товаров золотом.

starclipper-44812

Опиумные войны

В конце 18-го века выход из такого положения нашелся сам собой: в 1773 г. Ост-Индская кампания получила права на монопольную закупку опиума в Индии и с большой выгодой продала почти полторы тонны данного продукта китайцам. Несмотря на декреты императоров от 1729 и 1799 годов запрещающие продавать, распространять и употреблять опиум, он пользовался огромной популярностью.
А к 30-му году 19-го века продажи доходили уже до отметки в 1500 тонн в год, а через восемь лет — до 2000 тонн. Для контрабанды использовались скоростные клиперы, в которых ввозились наркотики, а вывозились шелка, фарфоровые изделия, пряности и чай (отсюда и пошло выражение «чайный клипер»). Несмотря на то, что такая торговля была абсолютно нелегальна, она тайно поддерживалась Британской Империей, так ее колониальные планы были связаны с необходимостью установления хорошей торговли с китайцами. Результатом стали две опиумные войны, потеря мощи Китая, его временная оккупация и долгая смута внутри государства.

passazhirskaya-shhuna_0

Чайные гонки

В это же время в среде английской аристократии появилось новое увлечение: пить свежий китайский чай. Раньше суда могли доставить продукт лишь за полгода — естественно, что за это время качество его значительно падало. Но с появлением быстроходных клиперов эта ситуация улучшилась. Вскоре большинство состоятельных людей стали своего рода соревнования: судно, доставившее чай самым первым получало солидное денежное вознаграждение. Эти состязания стали называться чайными гонками и проводились в период с 1859 по 1873 год. Для этих целей клиперы совершенствовали — паруса, корпус, оснастка. Делалось все, чтобы корабль мог прийти как можно раньше. Маршрут чайных гонок начинался в Шанхае и заканчивался в Лондоне, а составлял около 16 т. км. Самый лучший результат доходил до 80 дней.

Закат эпохи клиперов был связан с появлением пароходов, требовавших меньших экономических затрат.



1
Читайте также:
Евгений-Андрианов
26 ноября в Москве состоялась премия Navigator Awards
В субботу, 26 ноября 2016 года, в клубе Soho Rooms прошло награждение победителей премии NAVIGATOR Awards, которая была посвящена грандиозному закрытию парусного сезона 2016 года. VodaBereg стал информационным партнером мероприятия.
Больше материалов!