Легендарная яхта Endeavour J-класса выставлена на продажу
Endeavour – одна из трех оригинальных макси-яхт самого передового класса начала XX века и главный претендент на победу среди «Джеев» на Кубке Америки 2017.
Началось все задолго до рождения Endeavour – благодаря благосклонности, если не сказать страсти, королевы Виктории к парусному спорту. Изначально в регате, которой суждено было в последствии стать Кубком Америки, принимали участие парусники Королевской яхтенной эскадры. Но уже в 1851 году кубок Королевы перешел к нью-йоркскому яхт-клубу. В США награда оставалась до 1983 года – так за регатой закрепилось название America’s Cup. Всю вторую половину XIX века и начало XX яхты, принимавшие участие в регате, эволюционировали, увеличивались в размерах. К 1920-м флот участников стал настолько разношерстным, что в 1928 году было принято решение ввести единые стандарты для яхт, допущенных к состязанию, введя ряд жестких регламентов. В результате была получена формула класса, включавшая, помимо длины, еще такие переменные, как площадь парусов и водоизмещение.
Всего с 1930 по 1937 годы было построено 10 яхт J-класса длиной до 41 м, площадью парусов до 2332 кв .м и водоизмещением до 166 тонн. Причем 4 из них были построены на старейшей яхтенной верфи мира Camper and Nicholsons, включая и Endeavour , которая имела наибольшую из всего класса площадь парусов. Яхта была построена в 1934 году для яхтсмена и авиатора Томаса Сопвита, который в 1995 году был включен в Зал Славы America’s Cup за свой вклад в развитие регаты и строительство двух легендарных судов – Endeavour и Endeavour II. И это несмотря на то, что Сопвиту не удалось получить заветный кубок.
Но первый Endeavour все же был чуть ли не самой передовой яхтой из всех десяти оригинальных «Джеев»: сказался обширный опыт Сопвита в строительстве самолетов и управлении ими. Даже одна из инноваций, примененных при строительстве Endeavour, – четырехугольный генакер – говорит о безусловном инженерном таланте ее создателей. Также на Endeavour впервые был применен стаксель на гитовах, что позволило добиться колоссального увеличения его площади. Такое решение впоследствии стало эталонным для всех «Джеев».
Вторая Мировая война положила конец истории гонок на J-классе, по крайней мере, в XX веке. Большинство J-яхт были разобраны на металлолом или просто сгнили. Печальная участь миновала лишь три судна – Shamrock V, Velsheda и Endeavour. И то в 1947 году Endeavour была также продана на металлолом, однако, была спасена буквально за несколько часов до уничтожения. Затем яхта сменила нескольких владельцев, пока в 1970-х не затонула на реке Медина (остров Уайт). После того, как сильно пострадавшее судно подняли на поверхность, его за бесценок выкупила Элизабет Майер, внучка первого президента Всемирного банка Евгена Майера, также владевшего издательством Washington Post.
Элизабет Майер в яхтенном мире – фигура видная. Изначально она занималась строительством яхт и издавала пародийный журнал Yaahting. Затем Майер основала компанию по реставрации классических яхт. Всего она восстановила более 80 судов. Но первой ее работой была как раз яхта Endeavour. Задача оказалась не из легких. Для начала необходимо было отремонтировать корпус хотя бы до такой степени, чтобы появилась возможность отбуксировать его с острова Уайт в Голландию, на верфь Royal Huisman. Там на Endeavour был установлен новый двигатель, а также системы управления и генератор, восстановлены интерьеры. Эти работы если и не разорили Элизабет Майер, то заставили ее продать значительную часть принадлежавшей ей недвижимости. Но игра стоила свеч. В 1989 году Endeavour отправилась в свое первое после более чем полувекового перерыва плавание. В этом же году Майер устроила первое после гибели J-флота состязание Endeavour c другой J-яхтой Shamrock V, которую также восстановила она.
Элизабет Майер владела яхтой Endeavour до 2000 года, пока не продала ее за 15 миллионов долларов Дэннису Козловски, главе (ныне бывшему) крупной компании по производству систем безопасности Tyco, позднее (в 2005-м) осужденному за незаконное получение бонусов и применение других мошеннических схем.
В ходе распродажи арестованного имущества Козловски Endeavour досталась анонимному покупателю с Гавайев. Он-то и отправил яхту в Новую Зеландию на новый рефит в 2010 году. Работы заняли 100 тысяч человеко-часов и включали демонтаж систем и материалов общей массой 40 тонн. Место устаревших узлов заняли новые лебедки, гидравлические системы, электрика, двигатель, генераторы, палуба, парусное вооружение. Значительной переделке подвергся дизайн машинного отделения и кают экипажа. А в 2015 году появилась первая информация о том, что владелец намеревается продать отреставрированное судно. Слухи подтвердились: Endeavour выставлена на продажу по цене 20 миллионов евро ($22,65 млн).
Почему теперешний владелец решил избавиться от Endeavour именно сейчас? Все просто. Энтузиазм Элизабет Майер не прошел даром. В 2000 году была учреждена Ассоциация яхт J-класса (JCA), в которую на данный момент входят семь парусников. Помимо трех оригинальных яхт постройки 1930-х годов, в нулевых созданы еще четыре реплики. Вся великолепная семерка регулярно принимает участие в крупнейших регатах мира. Кроме того, в 2015 году верфь Holland Jachbouw, на которой в 2012 году уже была построена реплика J-яхты Rainbow, объявила о начале глобального сотрудничества с JCA и подписании контрактов на строительство двух яхт знаменитого класса – J9 и Yankee. Вся эта многомиллионная суматоха неспроста.
После Второй мировой войны оргкомитет America’s Cup принял решение отказаться от J-класса. Размеры классов, допущенных до соревнований стали неуклонно уменьшаться. Сейчас на America’s Cup гоняются 22-метровые катамараны AC72. Но в грядущем в 2017 году Кубке Америки оргкомитет решил допустить к соревнованиям и возрождающийся J-класс. Так что желание нынешнего владельца продать модернизированную Endeavour на волне нарастающего J-ажиотажа вполне понятно. Тем более, что после рефита Endeavour имеет все шансы на победу, несмотря на свой солидный возраст.
Текст: Алексей Терехов