Швертботы «Чиж» и «Чиж-2»: Описание и принципы работы
VodaBereg повествует о швертботах - простых и недорогих суднах для отдыха пары-тройки человек.
Швертбот «Чиж» или «Чиж-2», предназначен для комфортного размещения двух или трех человек. Поэтому если вы задались целью найти простое и в то же время недорогое в постройке судно, то вам подойдет именно этот парусник. Проект швертботов «Чиж» является наиболее оптимальным. Плюсом является то, что его можно построить своими руками, не выходя из дома, имя чертежи швертбота «Чиж».
«Чиж-2»
На протяжении многих лет конструкция этого судна не менялась. Оно была протестировано в самых разных уголках России, а также за ее пределами. Если говорить о количестве таких собранных парусных лодок в домашних условиях, то швертбот типа «Чиж-2» — занимает лидирующие позиции.
Данную конструкцию можно смело назвать многоцелевой. Такой парусный швертбот способен осуществлять движение даже с помощью весел. В этом ему помогает мотор, мощность которого достигает 5 л.с. «Чиж-2» позволяет совершить, как кратковременную прогулку, отправиться на рыбалку, так и в более длительное путешествие по водохранилищам и всевозможным озерам. Любитель выходить под парусами сможет без проблем содержать швертбот, а уход за ним будет аналогичным, как и за обычной легковой машиной.
Последний проект швертбота «Чиж-2» был модернизирован в 2007 году. Тогда длина его корпуса стала больше на 14 см. Если говорить о грузоподъемности, то этот показатель увеличился на 40 кг.
В «Чиже-2» есть место для размещения запасов, а также снаряжения туристов. Ведь здесь имеются довольно объемные рундуки. Поэтому парусный швертбот можно с легкостью предлагать молодежным организациям, отправляющиеся в экспедиции, например по изучению своего края. Кроме этого, соответствующий проект обязательно будет интересен тем, кто увлекается судостроением на уровне любителя. Ведь сборка швертбота осуществляется из легкодоступных материалов. Его можно сделать, придерживаясь традиционного способа, на стапеле, или же «сшить», следуя уникальной технологии «Stitch and Glue». Как именно методом воспользоваться, решает сам строитель судна.
Швертбот «Чиж»
Автором одного из последних проектов швертбота «Чиж» был Дмитрий Курбатов. Но на данный момент невозможно назвать точное число парусников, которое было построено. Данная лодка является многоцелевой. Ее можно применять, как картоп, так и так называемый яхтенный тузик.
Данную лодку разрешается эксплуатировать только на водоемах закрытого типа или речных плесах. При этом высота волна не должна превышать 0,3 метра, а скорость ветра – 0,6 м/с. Максимальная нагрузка на парусник составляет 200 кг, а нормальная, с учетом нахождения на нем двух человек – 160 кг. На лодку можно установить подвесной мотор, мощностью в 2 л.с., который швертботу «Чиж» позволит развиваться до скорости 8 км/ч. Однако перед постройкой рекомендуется ознакомиться с чертежами швертбота «Чиж». После этого стоит ознакомиться с ходом данного процесса.
Особенности обработки деревянной лодки
Очень часто судостроители задаются вопросом: «Чем обработать деревянную лодку, чтобы она не сгнила?». С данным этапом нужно определиться с самого начала, после составления чертежей судов «Чиж» или «Чиж-2». А наиболее оптимальным вариантом является применение водостойкой пятислойной фанеры. В народе ее называют «авиационной». Рекомендуется обратить внимание и на толщину материала. Он не должен превышать 6 мм. Такая фанера выпускается под следующими марками: БС-1, БП-1, БПС-1. В процессе строительства швертбота допускается применение декоративного материала. Однако показатель толщины должен оставаться неизменным.
Кроме этого судостроитель должен позаботиться о защите внешней поверхности судна от влаги. Особенно это касается открытых кромок, находящихся на пазах и стыках. Соответствующая функция обеспечивается за счет оклейки швертбота специальной стеклотканью. Обычно в своем составе она содержит эпоксидную смолу. Для этого процесса подойдет и стандартная хлопчатобумажная ткань и на лаковой основе. А перед нанесением этих материалов, судно рекомендуется покрыть несколькими слоями эпоксидного клея.
Все вышеназванные мероприятия приведут к повышению стойкости к воздействию влаги на деревянный швертбот. Если говорить о том, из чего должны быть изготовлены детали набора корпуса, то специалисты рекомендуют использовать ель, сосну, лиственницу, то есть древесину хвойных пород. Другие материалы, такие как береза или же осина, являются малопригодными.