Модели кораблей: самые большие, самые необычные
Материал предоставлен партнером VodaBereg - телеканалом Ocean TV.
Самую большую модель военного корабля можно увидеть в морском музее японского города Куре. Это модель линкора «Ямато» в масштабе 1:10. Она занимает целый зал музея и поражает воображение своими размерами (длина – 26,3 м, ширина – 3,7 м) и степенью детализации. Если бы модель плавала, а её орудия могли стрелять, то по составу вооружения (девять 46-мм орудий) она была бы сильнее настоящего миноносца периода Русско-японской войны!
Ещё одну модель-гигант, на сей раз плавающую, построил американец Вильям Терра (William Terra) из штата Мэн. Германский «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее» («Admiral Graf Spee»), воспроизведённый им в масштабе 1:20, имеет длину около 9 метров, ширину 1,32 м. Это настоящий речной катер с корпусом из дерева и стеклопластика, оснащённый двигателем мощностью 15 л.с.
Вильям Терра с удовольствием катается на своём «линкоре» по окрестным водоёмам. Он уверяет, что его плавсредство способно развивать скорость до 15 узлов. Помимо места капитана, расположенного между носовой надстройкой и трубой, позади трубы есть ещё одно пассажирское место. Желающих прокатиться на «карманном линкоре» всегда предостаточно.
В экспозиции военно-исторического музея (Heeresgeschichtliches Museum) в Вене есть уникальная модель линкора «Вирибус Унитис» («Viribus Unitis») — первого дредноута Австро-венгерского флота. Модель в масштабе 1:25 представляет собой разрез корабля по диаметральной плоскости с поразительной степенью детализации. Изготовленная в 1914-1917 гг., она до сих пор считается лучшей моделью корабля в истории.
Над постройкой модели в течение 4-х лет (с октября 1914 г. по октябрь 1917-го) трудилась целая бригада из 8 специалистов — работников верфи СТТ в Триесте (тогда этот город принадлежал Австро-Венгрии). С левого борта модель изображает внешний вид корабля, выполненный до мельчайших подробностей. А с правой стороны она представляет собой разрез корабля строго по диаметральной плоскости.
В конце XIX и первой половине XX веков существовали плавающие модели парусников, выполнявшие функции миниатюрных учебных судов. Часто это были обычные шлюпки, оснащённые прямым парусным вооружением, уменьшенным по отношению к оригиналу в 3-4 раза. Кадеты морских училищ постигали на них азы маневрирования под парусами.
Среди учебных мини-парусников встречались и уменьшенные копии знаменитых кораблей. Например, вот эта английская 15,2-метровая модель нельсоновского флагмана «Виктори» («Victory»).
Вот уж поистине необычная модель – на рельсовом ходу! Такой трамвай в 1938 году ездил по улицам Роттердама. Он рекламировал новейший трансатлантический лайнер «Нёв Амстердам» («Nieuw Amsterdam»), построенный для судоходной компании Холланд-Америка лайн.
А это тоже модель! Точнее, макет-диорама, созданная моделистом Ян Мэн Цзяо (Yang Meng Chiao) и изображающая эпизод Ютландского боя 1916 года: гибель немецкого броненосца «Поммерн» («Pommern»). Масштаб диорамы – 1:350.
Нередко для изготовления моделей судов используются необычные материалы. Например, художник из Чикаго Уэйн Кьюси (Wayne Kusy) соорудил 8-метровую модель знаменитого лайнера «Куин Мэри» («Queen Mary») из… зубочисток. На эту работу у него ушло около 10 лет, а число использованных зубочисток – более миллиона!
Спички как материал судомоделисты используют чаще. За рубежом регулярно проводятся выставки и конкурсы «спичечных флотов».
Фил Уоррен из Лондона построил целый флот – 432 модели кораблей, изготовленных исключительно из спичек и спичечных коробков. Умелец занимался своим хобби всю сознательную жизнь – более 60 лет.
Отличная работа — немецкий линкор «Тирпиц» («Tirpitz») в масштабе 1:125. Модель изготовлена Дитером Гертнером из немецкого города Гейдельбергаy. На её постройку ушла 71 тысяча спичек.