Андрей Моисеенко: Впервые ступившие на борт яхты навсегда запоминают это
VodaBereg поговорил с нижегородским яхтсменов и основателем Парусного клуба "Трамонтана" Андреем Моисеенко о развитии яхтинга в России, девушках на борту и многом другом.
— Как вы пришли в яхтинг/парусный спорт? Влюбились в воду с детства или поняли уже в сознательном возрасте, что не можете жить без паруса?
— Я не профессиональный яхтсмен. Парус с детства будоражил сознание и оставался запредельной мечтой. В яхтинг пришел уже взрослым лет 20 назад, взяв на прокат парусный катамаран HobiCat. Понравилось. Походил на чартерных яхтах, участвовал периодически в регатах. До недавнего времени я был лишь яхтенным туристом. В спорт пришел недавно, несколько лет назад. Воля случая. Оказался на регате в составе экипажа Опен800 Михаила Тихонова и Дмитрия Волкова. За неделю регаты все узнал о яхтах, построенных и спроектированных Михаилом. Полетали на глиссере под генакером. Тогда же решил строить парусный гоночный болид для себя. Кстати, на той регате заняли первое место.
— Расскажите о себе. Чем Вас привлекает ваша профессия? Что в ней, на Ваш взгляд, необычного?
— Парус для меня стал целой философией жизни. Парус честный, не терпит притворства и предательства. В экипаже люди проверяются в первый же день. Людей с червоточинкой парус фильтрует очень быстро и выкидывает за борт. Это и привлекает в первую очередь. Яхтсмены в основной массе очень деятельны, активны и, не побоюсь слова, благородны. Возможно за счет этого люди моря выглядят моложе своих лет и живут чуть дольше. Исключения, конечно бывают.))
Парусный спорт для меня это еще эстетика и красота, экологичность и здоровье. Миссию парусного клуба «Трамонтана» мы определили в развитии и популяризации парусного спорта под девизом: «Красивый город, чистые реки, здоровая нация!
— Может, случались какие-то забавные или казусные ситуации? Нам хочется знать все!
— В этом сезоне клуб «Трамонтана» познакомил с парусным спортом более 300 новичков. Мы тренируем, кстати, только взрослых. Команда «Трамонтана Тим» участвовала в нескольких регатах, занимала призовые места. Естественно, за это время происходило масса курьезных и не очень случаев, достойных анекдотов. Одни не припомнишь, другие не прилично рассказывать. Но девушки, побывавшие впервые на яхте, это отдельная тема. Как только не называются лебедки – и кофемолки и мясорубки. Просьбы не наклонять лодку и выключить ветер. У многих искреннее недоумение вызывает, как яхта может двигаться против ветра и еще большее недоумение и восторг от чувства скорости, при движении против ветра. Одно могу сказать, равнодушными со своей первой тренировки не ушел никто. Чуть расширенные от восторга и адреналина глаза, полные детской радости, часто приходится наблюдать после первой тренировки на спортивной яхте.
— Почему Вы основали Tramontana Sailing Club? Что двигало Вами при создании этого клуба?
— Парусный клуб «Трамонтана» возник благодаря друзьям единомышленникам и людям, поддержавшим проект. Все началось с идеи построить командную лодку для участия в регатах. В Нижегородской федерации парусного спорта давно витала идея создания и развития монофлота, роста местных команд и популяризации парусного спорта. Мы решили поддержать идею и начали строительство флота, заложив две однотипные яхты международного класса GP26 на верфи Михаила Тихонова «Ракета Яхтс». Две яхты уже позволяют устраивать соревнования и развивать новую для Нижнего Новгорода дисциплину коротких гонок – матч-рейсов. На базе этих яхт начала работать парусная секция для взрослых – организовался клуб. В сентябре провели свой первый Кубок матчевых гонок среди местных команд.
— Как семья относится к Вашему любимому делу?
— Семья с удовольствием выходит со мной на яхте и поддерживает в развитии клуба и проведении мероприятий.
— Как обстоят дела с парусным спортом в Нижнем Новгороде? Развивается ли это направление?
— Если сравнивать с 40-50-ми годами прошлого столетия, когда в центре города на реке работало несколько водных станций, а акватория стрелки Оки и Волги пестрела парусами, сейчас с парусным спортом все намного скромнее в Нижнем Новгороде. Несмотря на такую акваторию, в самом городе и Горьковское море в непосредственной близости, число парусных яхт очень не большое, новых единицы. Яхтинга в Нижнем Новгороде в умах простого обывателя нет. Это где-то далеко, за границей, не доступно и очень дорого. Примерно такие стереотипы, которые приходится ломать нашему клубу. Мы пытаемся вернуть моду парусному спорту и яхтовладению, как массовому и доступному, как это произошло с горными лыжами. Ведь не обязательно покупать горнолыжный курорт, чтобы кататься на лыжах. Так же не обязательно покупать «яхту Абрамовича», чтобы заниматься парусным спортом. Достаточно прийти к нам в клуб.
Все же в Нижнем Новгороде, если взять период 5 лет, парусный спорт развивается благодаря Нижегородской федерации парусного спорта и отдельных энтузиастов. Работают детские клубы и секции, проводятся регаты и соревнования. Появляется новая инфраструктура. В следующем году откроется новый яхт клуб с современным доковым оборудованием, что немаловажно для килевых яхт.
— Оцените парусный спорт в России в целом. Какие проблемы сейчас существуют?
— Парусный спорт в России существует в трех измерениях: Москва, заграница и регионы. В Москве мы видим активное развитие и настоящий бум яхтинга. Мощные спортивные флотилии, поддержка спонсоров, регаты, матч-рейсы. Стремительно набирает обороты проект Национальной парусной лиги. Зарубежные регаты от года к году растут числом российских экипажей и яхт. Тут тоже все хорошо. А вот в регионах, даже таких полноводных, как наш, тишина и застой. Существующая береговая инфраструктура приходит в негодность, береговая линия не развивается, река замывается и мелеет, детские тренера стареют, а молодые на голом энтузиазме не могут. Местным чиновникам не до парусного спорта. ФОКи бы достроить и ЧМ-2018 по футболу провести. В общем, в регионах проблем хватает, и никто в Москве этими проблемами заниматься не собирается пока. Варимся в собственном соку.
— Ваша любимая яхта? Почему именно эта?
Это конечно же наша нижегородская яхта Белка2 – участница международных регат, спроектированная и построенная у нас в Нижнем Новгороде. В этом году я участвовал на ней в регате Ролекс.
— Расскажите о борьбе со стихией. Стоит ли бояться происходящего за бортом и как абстрагироваться от ужасов в открытом море?
— Как ни штудируй прогнозы погоды и не прячься в укромных бухтах, если ты яхтсмен, рано или поздно попадаешь в шторм, во власть стихии. В этом году на финише регаты в Генуе мы попали в сильный шторм, накрывающий яхту волной и разрывающий паруса. Адекватное чувство страха – это нормально. Полное бесстрашие, на мой взгляд, — это разновидность безумия. Страх в какой-то мере является для человека защитным механизмом. Другое дело, когда страх некоторых парализует или ввергает в панику. Это беда. Противостоять страху можно только контролем и делом. Не надо ни от чего абстрагироваться, нужно просто выполнять свою функцию в составе экипажа и контролировать ситуацию, предпринимая необходимые действия. Когда человек занят делом, ему некогда бояться.
— Что можете посоветовать начинающим яхтсменам? Основные правила от Андрея Моисеенко.
— Парус – это прежде всего восторг, радость, эмоция и только потом кропотливый труд. Трудно объяснять, лучше один раз попробовать.
Управление парусным судном – это навык. Мало знаний и умений. Это как дышать, бежать или ехать на велосипеде. Просто делаешь это, не думая как это происходит. Рецепт тут только один: практика, практика и еще раз практика. И я не отношу себя к парусным гуру, я пока только учусь)).
***
О деятельности Парусного клуба «Трамонтана» можно узнать на сайте http://tramontana.club или в социальных сетях https://vk.com/tramontana.club , https://www.facebook.com/tramontana.club/