Влад Мурников: История Фазиси
Удивительная судьба легендарной советской парусной яхты, принявшей участие в Whitbread Round the World Race 1989-1990.
Наша гонка Whitbread Round the World Race началась в Саутгемптоне в конце мая 1989 года. Вы не поверите, на сколько быстро летят годы, теперь мне иногда кажется, что все это просто было сном. Даже сейчас, глядя на эту лодку, можно смело сказать, что Фазиси — уникальная яхта. Быть может, и прошло уже много лет (и ей, конечно, не угнаться за современными парусниками), но по тем временам она была намного лучше многих своих конкурентов. Все это стало для нас удивительными событиями 25 лет назад, особенно то, что мы смогли ее построить в СССР, в те самые сложные годы перестройки, что нам все удалось и мы успешно финишировали.
Сама история Фазиси окутана большим количеством тайн и легенд. Кроме того, после финиша гонки я переехал жить в Америку, поэтому здесь, на родине, сформировалось множество слухов, а сами события регаты – сложились в весьма трагичную историю.
Я, как один из дизайнеров, не перестаю с восхищением смотреть на старые фотографии Фазиси. Проектировать судно мы начали еще в 87-88-х годах, в те времена использовались стандарты, которые не очень-то способствовали быстроходности гоночных лодок. Мы же решили рискнуть и сделать алюминиевый корпус узким и вытянутым. Лодка была очень низкой – на палубу летело большое количество брызг (хотя, если сравнивать с современными лодками Volvo Ocean Race, то нас можно назвать еще и «сухой» яхтой). Как говориться, если хочешь ехать быстро – сухим не останешься. Мы постаралась сделать лодку легче, но, зная, что будем оштрафованы за это, сделали и парус меньше — нашли баланс, который позднее очень хорошо сработал.
Все расчеты и чертежи производились вручную. Все проектировалось из воображения, так как никто из нас не имел ни малейшего понятия об океанских гонках. Мы сократили вес, сопротивление и уменьшили парусность – с меньшей мощностью пытались добиться большего результата. Наши паруса были меньше, и команде было легче и эффективнее с ними работать. К слову, когда мы стартовали, команду составляли 16 человек, а когда мы закончили гонку, нас было всего 12 человек, но мы по-прежнему легко справлялись.
Нашим первым спонсором была фирма Фазис, которая базировалась в Грузии, хотя, признаться, они нам больше помогали, чем строили — всеми работами занимался непосредственно экипаж. Дизайн был придуман исключительный: нам удалось сделать алюминиевый корпус, который по своим характеристикам превосходил композитный корпус. Такую лодку, конечно, своими силами очень тяжело было построить. Стрингеры стояли очень часто и позволили нам сделать корпус очень тонким — 3 мм. Когда мы начали обшивку, столкнулись с тем, что лодка получилась тяжелее, чем мы ее спроектировали изначально (по тогдашним ГОСТам существовали припуски и допуски: алюминий мог быть и 3 мм, а мог быть и 2,7, и 3,3). Сложность была в том, что многие пытались приварить листы «потолще», скажем 4 мм – сколько раз мы ловили за этим людей, и приходилось все переделывать. Еще одним сложным этапом для нас оказалась шпаклевка: поскольку мы решили разделить участки корпуса поровну на всех членов команды, покрытие вышло неровным, а между участками образовались неаккуратные стыки. По моим подсчетам, только на одной шпаклевке мы прибавили к весу лодки 800-900 кг.
Волнения в бывших республиках через какое-то время вынудили нас срочно перевезти недостроенную яхту в другое место. Признаться, мы долго ломали головы над решением этой задачи, но как раз в этот год в Москве состоялось событие небывалого масштаба – концерт группы Pink Floyd. Я увидел репортаж по телевизору (о том, что они прилетели со всеми своими декорациями на самолете Руслан) и уцепился за эту идею. Лодка в самолет, конечно, влезла с трудом — по краям запас оставался всего в 2 см. Но, когда мы выгружали Фазиси из самолета в Англии – это был фурор, в тот день все первые полосы местной прессы были посвящены исключительно нам.
После тестового спуска на воду, все наши опасения подтвердились — мы осознали, что лодка тяжелее, чем мы планировали. Тогда, за две недели до старта, нас спасло просто чудо – удалось позаимствовать ненужный киль, оставшийся от британской яхты-участницы, более тяжелый, и сбалансировать судно перед контрольным обмером.
История Whitbread Round the World Race началась в 1973 году (позднее эта кругосветка выросла в Volvo Ocean Race). Мы участвовали в гонке номер 5, по мнению всех участников, это был один из лучших сезонов за всю историю соревнований. Я думаю, в этом даже нынешние экипажи VOR согласятся со мной. 1989-1990 год — стартовало 24 лодки. Яхты были весьма разнообразными: легкие, тяжелые, с самыми разными техническими решениями на борту, а сами команды были сформированы из лучших яхтсменов мира. Плюс, тогда подогрело интерес публики участие советской лодки и полностью женского экипажа из Великобритании (девушки, кстати, очень обижаются на заявления о том, что Team SCA – первая женская команда).
Стартовали мы очень хорошо. К тому моменту лодка уже носила имя Фазиси и у нас было два капитана: советский Алексей Грищенко и американец – Скип Новак (настоящая легенда парусного спорта). До этого он в эту гонку собирался со своим экипажем: собрал команду, начал строить лодку, но, после того, как вернулся из отпуска, оказался в не удел – команда ему устроила бойкот и принимать обратно отказалась, а Скип обратился с предложением уже к нам. Мы все хорошо понимали, что у нас недостаточно опыта для океанского похода на такой большой яхте, ну и идея советско-американской дружбы в период перестройки очень хорошо была встречена в прессе.
Изначально нашим главным спонсором должна была быть компания Pepsi-Cola, но буквально перед стартом нам пришлось снять брендирование – американский гигант после небольшого скандала ушел к «своей» команде из США. Это было серьезным ударом, так как на самом старте мы внезапно оказались без поддержки и денег. Ставки тогда были 100/1 , что мы даже не стартуем — а мы уже после первого этапа пришли 6-ыми из 24-ех. Парадокс — мы стали настоящими героями без копейки денег в кармане. В этот самый момент в экипаже впыхнул мятеж: некоторые решили, что раз мы такие успешные, то нам не нужны американцы, не нужен Скип Новак — это был абсолютный тупик. Именно тогда, в середине октября, в самый разгар регаты, наш капитан Алексей Грищенко, не выдержав напряжения, покончил с собой.
Но, не смотря на то, что компания Фазис уже готова была все закончить, мы с экипажем приняли коллективное решение продолжить борьбу в память о нашем капитане, отдавшем жизнь в этой гонке. Написали письмо с извинениями Скипу и попросили его вернуться в команду. После всех испытаний и трудностей на нашем пути, по итогам всех этапов Whitbread Round the World Race мы оказались на 11 месте, и для нас это было настоящей победой.
Фото: Александр Водоватов и архивы команды
Особую благодарность за помощь в подготовке материала выражаем Александру Водоватову и Валерию Заховаеву