Дружба с Федором Конюховым, работа на ВМС США, прыжки через яхты: как развлекаются киты и дельфины
Удивительные создания, которые смыслят в морском деле куда больше, чем может показаться.
Наверное, каждый любитель яхтинга рано или поздно встречал фотографию, на которой белоснежная лодка идет на всех парусах, а около ее носа резвятся дельфины. Выпрыгивают из воды, делают в воздухе сальто, уходят под воду и снова, сверкая боками, взлетают над морем в пенных брызгах… Завораживающее зрелище. Но мало кто задумывается, что эти улыбчивые создания умеют не только прыгать вокруг яхт или ловить мячики в дельфинариях и смыслят в морском деле куда больше, чем может показаться.
Больше всех о близких контактах с китами и дельфинами мог бы рассказать известный российский путешественник Федор Конюхов. На завершающем этапе второго из пяти его кругосветных плаваний лодку Конюхова постоянно сопровождала дельфинья стая; они шли за яхтой и в ясную, и в пасмурную погоду, видимо, учась между делом яхтенным премудростям. Когда в шторм яхта легла в опасный крен, а путешественник не успевал перебраться на другой борт, чтобы выровнять ее, один из дельфинов выпрыгнул из воды и помог ему, навалившись на нужную сторону. В третьей кругосветке Конюхова, которая проходила с сентября 1998 г. по май 1999 г. по маршруту Чарлстон (США) – Кейптаун (ЮАР) – Окленд (Новая Зеландия) – Пунта-дель-Эсте (Уругвай) – Чарлстон, при подходе к мысу Горн дельфин запрыгнул прямо на борт яхты, что в морской практике случается довольно редко. Кто знает, может, это был тот самый помощник-откренщик…
По рассказам моряков, дельфины любят яхты, но встречаются среди них и поклонники более крупных судов. Знаменитая достопримечательность Новой Зеландии, серый дельфин по прозвищу Пелорус Джек, всем парусникам и яхтам предпочитал пароходы: с 1888 до 1912 года он провожал их от пролива Кука до мыса Френсис, через опасный, узкий и каменистый пролив Френч-Пасс, выполняя функцию лоцмана. Боясь, как бы столь ценного дельфина случайно не убили, новозеландские власти подписали специальный закон, запрещавший «промышлять дельфинов в проливе Кука». Закон имел пятилетний срок действия и регулярно продлевался в течение всей жизни Пелорус Джека.
Постепенно люди понимали, насколько дельфины сообразительны, и к концу ХХ века дело дошло до применения их ума в военном деле. Особенно активно сотрудничать с морскими «братьями по разуму» начали ВМС США. По некоторым данным, в 1970-е годы дельфины охраняли американские корабли во Вьетнаме, обнаруживая вражеских водолазов, а спустя пару десятилетий их задействовали в охране стратегических подводных лодок-ракетоносцев типа «Огайо» и «Лос-Анжелес». Боролись дельфины и против Саддама Хусейна – в 2003 году ВМС США доставили в иракский порт Умм-Каср двух дельфинов-афалин Макая и Такому, специально обученных поиску подводных мин. Программа, по которой тренировали хвостатых солдат, была разработана в рамках секретного проекта Marine Mammal Project и обучала дельфинов не прикасаться к обнаруженным минам, оставляя возле них специальные световые метки. Благодаря Макаю и Такоме американцы сумели обезопасить свои военные корабли, дислоцированные в портовых водах, и проложить безопасные маршруты для доставки гуманитарной помощи в южный Ирак. Подобная программа тренировки дельфинов существует в США по сей день и проводится в калифорнийском центре космических и военно-морских систем вооружений Сан-Диего, штат Калифорния.
Не отставал от Америки и СССР: в 1965 году в бухте «Казачья», под Севастополем, был создан научно-исследовательский дельфинарий советских ВМФ: обученные в нем дельфины охраняли входы в Балаклавскую и Севастопольскую бухты. Дельфинарий благополучно просуществовал до 1987 года. Но если с умом и дружелюбием дельфином все ясно, то с благожелательностью китов дело обстоит куда сложнее. Военным кораблям и крупным коммерческим судам бояться нечего, а вот легким и менее прочным яхтам иногда приходится несладко.
До развития Интернета сведения о столкновениях яхт с китами носили редкий и обрывочный характер. Собрать их воедино удалось немецкому морскому биологу Фабиану Риттеру, который опубликовал исследование под названием «Столкновения и угрозы столкновений между парусными яхтами и китообразными» («Collisions and Near Miss Events between Sailing Vessels and Cataceans»). Педантичный, как и многие его соотечественники, Риттер собрал информацию об угрозах и фактических столкновениях яхт с китами с 1966 по 2010 год, проанализировав все случаи, о которых моряки сообщали в печати, на интернет-сайтах и во внутренних морских документах. Оказалось, что из зафиксированных за этот период 168 столкновений большая часть пришлась на воды Северной Атлантики (41,8% от общего числа инцидентов) – это объясняется тем, что по сравнению с другими океанами здесь самое оживленное яхтенное движение. Чуть спокойнее в Южном Тихом (16,4%) и Северном Тихом океане (15,8%). Еще более безопасными оказались воды Карибского бассейна, Южной Атлантики и Индийского океана – здесь вероятность «споткнуться» яхтой об кита составляет крохотные 3 процента. А лидером хит-парада по безопасности оказалось Средиземное море – именно здесь проводит майские регаты MAYHOLIDAYS яхт-клуб «Навигатор». Талисманом и лоцманом предстоящей в 2018 году регаты станет музыкальный кумир миллионов – Dolphin.
Чаще всего столкновения происходили с яхтами самого распространенного размера, используемого в океанских плаваниях – от 10 до 15 м, причем большинство аварий пришлось на яхты, изготовленные из стеклопластика. Все пострадавшие лодки шли на вполне обычной скорости в 5-10 узлов, более 90% лодок – под парусами. А вот катамараны и тримараны с китами практически не встречались. Научного объяснения этим закономерностям пока никто не нашел.
По рассказам очевидцев, иногда им казалось, что киты спят или отдыхают на поверхности воды; некоторые киты плыли параллельным курсом, а некоторые любопытничали и кружили вокруг лодки. Один даже перепрыгнул через яхту – этот случай был зафиксирован на видео у побережья ЮАР в 2010 году. Яхта шла под парусами, как вдруг 12-метровый сорокатонный кит пролетел над ней по воздуху, оставив на борту куски шкуры и сломав яхте мачту.
В результате подобных встреч яхты получают десятки повреждений разной степени тяжести – от стертой краски, вмятин по бортам и погнутых лееров до пробоин в корпусе. На размер ущерба влияет много факторов: тут важен и размер лодки, и угол столкновения, и реакция самого кита – многие их них инстинктивно выгибают спину и бьют хвостом, нанося яхте еще больше «ран». Однако гибнут яхты довольно редко, а большинство известных случаев приходится на 2012 год.
В австралийской акватории, недалеко от города Эксмут, синий кит напал ночью на 14-метровый деревянный парусник. В результате атаки судно затонуло. Трое членов экипажа успели подать сигнал SOS и выпустить аварийный радиобуй, но до спасения им пришлось провести в воде четыре часа. В мае того же года яхта «Other Limits» на пути от Бермудских к Азорским островам столкнулась с кашалотом. Удар пришелся на нижнюю часть корпуса, яхта ушла под воду, а экипаж спасся благодаря проходившему неподалеку контейнеровозу. А самый крупный «улов» в виде 50-футовой яхты, затонувшей 12 июня 2012 года у западного побережья Мексики, записал в свои рекорды 55-футовый синий кит.
Фатальных встреч с китами можно избежать, соблюдая несложные рекомендации: постоянно наблюдать за окружающей обстановкой, по возможности использовать достижения современной техники (эхолоты и приборы ночного видения) и снижать скорость при плавании в районах их обитания. Биологи рекомендуют приближаться к этим животным только со стороны от направления их движения, а не спереди или сзади, не ближе 100 м — ко взрослым китам-«одиночкам» и не ближе 200 м – к самкам с детенышами.
Автор: Юлия Карапетян.