Спуск, зацеп, стоп. 18 видов якорей
VodaBereg в хронологическом порядке рассказывает о всех видах якорей в истории человечества.
Содержание
Камень
А что, разве нет? Булыжники были первыми и самыми простыми якорями, обвязанными веревками. Затем в камнях для удобства протирали отверстие для веревки. Интересно, что каменные якоря используются людьми и по сей день: небольшая лодка без такого приспособления порой просто не обойдется. Важно использовать каменный якорь на плоском каменистом дне, где классический якорь с лапами зацепиться за что-то не сможет.
Малайский
Один из самый древнейших видов якоря появился примерно между 2-м и 1-м тысячелетием до н.э. в акватории Южно-Китайского моря. Из тяжелого плотного дерева готовили несколько его частей (основная и рог), затем плотно связывали. В мешок на якоре клали необходимый камень для веса.
Китайский двурогий
Продвинутая версия предыдущего якоря. Дополнен вторым рогом, а также для крепости окован железом. Появился в конце 1-го тысячелетия до н.э.
Римский судовой
Римляне изобрели этот якорь примерно в это же время, что и китайцы. Их якоря отливались из бронзы или выковывались из железа. На якорь наносили различные священные надписи, чтобы путь в море сопровождался отличной погодой и попутным ветром. На верхней части крепили деревянный шток.
На этом переходим к современным якорям.
Адмиралтейский
Представляем собой тяжелый кованый стальной якорь со стальной скобой и деревянным штоком. Изначально, до начала XVIII века шток представлял собой один кусок дерева, затем – уже из двух. Плюсом адмиралтейского якоря всегда были надежность конструкции, стабильное удержание судна на месте. Такой якорь никогда не свешивали за борт без надобности, это было опасно, поэтому хранить такого гиганта стоит строго на палубе.
Якорь Холла
Якорь с поворачивающимися по оси лапами идеально подходил для использования на песчаном грунте. Использовался в течение ХХ века, был весьма популярен, но в итоге более совершенные модели вытеснили конкурента.
Якорь Денна
Американцы придумали очень интересный тип якоря. Его веретено без труда упирается утолщенным концом в лапы, поэтому крепость соединительного болта тут не играет никакой роли. Если же болт сломается, якорь продолжит удерживать судна и никак не подведет команду.
Яконрь Инглевильда
Немецкая разработка четырехгранного веретена с двумя скобами и лапами быстро и глубоко зарывается в грунт, после чего ограничивает угол поворота скоб. Для лучшего соединения якорь стоит отдавать с ходу.
Якорь Марреля
Французы тоже придумали что-то свое. Технически их вариант якоря похож на предыдущей, однако в этом варианте каждая лапа скреплена с толстым болтом на нижней части веретена. На лапах есть специальные приливы.
Якорь Мартина
Четырехгранное веретено утолщенное книзу, цилиндрические лапы из одного куска металла – все, что нужно знать об этом виде. Специальный желоб на болте на веретене ограничивает поворотный ход лап. Интересная особенность – специальная коробка, разворачивающая лапы в случае, когда нижняя сторона коробки ложится на грунт и якорь ползет под действием натяжения цепи.
Якорь Роджерса
Еще один тип адмиралтейского якоря, но с небольшими лапами и массивными рогами. Такой якорь можно быстро и удобно убрать, но хорош он только в твердом грунте, для мягкого он слишком слаб.
Якорь Сайкса
Еще один британский вариант. Вместо болта здесь используется некий шарнир, за счет чего лапы двигаются вообще в любых направлениях.
Якорь Смита
Необычный якорь без штока, также полюбившийся британцам. Веретено и тренд в этом якоре выливаются едино, затем уже крепятся лапы на сквозной болт. Угол их поворота ограничивается приливами, упирающимися в тренд.
Якорь Дэнфорта
Конструктивно отличается от якоря Холла, однако работает по похожему принципу. Здесь есть и шток у тренда, и сближенные лапы. Это позволяет якорю не завалиться на бок при падении на дно.
Якорь Матросова
Ну вот мы добрались и до отечественных разработок. Отличие этого вида якоря от вариации Дэнфорта — шток на нижних частях лап. Чтобы якорь погружался в грунт лучше, на краях лап сделаны небольшие приливы с фланцами, как замедляющие скольжение якоря по дну.
Грибовидный/Зонтообразный
Этот якорь начали применять с середины XIX века для длительного заякоривания плавучих маяков, барж и подобных судов. Со временем якорь все глубже входит в грунт и как бы «обрастает» землей.
Якорь-кошка
Скромный вариант якоря для небольших судов. Складной якорь используют даже на надувных лодках, ведь его вес может достигать всего 4-5 килограмм. Якорь приспособлен для любых типов грунта.
Плавучий
Предназначен для удерживания дрейфующего судна носом против ветра, закрепляется на канате на носу судна, выполнен из ткани, чем-то похож на парашют. Является частью спасательного плота.