Тримаран своими руками: а стоит ли?
VodaBereg советует Вам построить тримаран своими руками и почувствовать всю прелесть управления таким судном.
Если вы загорелись идеей построить тримаран своими руками, то не нужно торопиться. Перед тем как приступить к исполнению, прочтите соответствующую литературу и начертите примерный проект будущего судна. Изучите опыт тех, кто смог создать весельный тримаран своими руками у себя дома или на даче. Это упростит процесс и даст ориентиры. Чтобы построить более сложную модель — катер-тримаран — своими руками, придется потратить больше времени и денег, поэтому нелишним будет составить смету.
Преимущества и недостатки таких судов
Первый тримаран или как его еще называют морские сани – был сконструирован в конце 60-х прошлого столетия выходцем из Соединенных Штатов – Ричардом Коулом. Судно этого типа быстро получило признание и распространение у себя на родине, после чего начало покорять мир.
Конструкция корабля за почти 60 лет несколько раз претерпевала изменения, пока не получила итоговый вариант. Чтобы понять причину растущей популярности тримаранов, нужно оценить их преимущества и возможные недостатки.
1. Остойчивость в несколько раз выше, чем у катамарана. Причиной этого стало, что из-за своей конструкции, центр тяжести сосредоточен исключительно на центральном корпусе. Например, в конструкции катамаранов, она полностью распределена по мостику, что снижает боковую остойчивость судна.
2. Повышенная прочность.
3. Низкая резкость боковой качки во время стоянки или движения.
4. Отсутствует замывание днища моста.
5. Тримаран, построенный своими руками легко вернуть в исходное положение в случае переворота. Для этого достаточно спустить воздух с бокового поплавка.
6. Малая осадка.
7. Небольшие размеры для легкой транспортировки.
Тримаран из-за особенностей конструкции идеально подходит для экстремального путешествия и способен выдерживать самые тяжелые погодные условия и сильный ветер. Недостатком таких судов является то, что из-за большой ширины, ему необходимо больше пространство для лавирования и поворота. К тому же, если собираетесь оставлять его на причале, ему придется выделить больше места, чем монокорпусникам.
Особенности конструкции
Из-за особенностей конструкции, достаточно сложно построить тримаран своими руками. Чертежи можно найти в свободном доступе в сети. Главной характерной чертой таких судов является их беспалубность. Основной и боковые корпусы связаны друг с другом посредством балок, которые сверху застилаются специальной сеткой и заменяют привычную палубу. Тримараны называют непотопляемыми не только из-за их устойчивости, но и из-за широты конструкции, что позволяет обходиться без утяжеленного киля.
Тримараны, построенные своими руками, разделяются на две основные группы в зависимости от исполнения:
1. Открытые
2. Обычные
В открытых свободное пространство между главным корпусом и боковым покрыто сеткой. Еще в качестве отдельного вида можно назвать складные тримараны. Их боковые корпусы можно складывать вдоль основного, что позволяется экономить пространство на причале и облегчает перевозку.
Строительство тримарана своими руками
Перед началом постройки тримарана своими руками нужно определить основные вещи:
• тип тримарана, от которого зависит и размер будущего судна,
• материал, из которого будет изготовлено судно. В качестве материала для него подойдет дерево, сталь или другой металл.
После того как выбор был сделан в пользу того или иного проекта, проверьте наличие необходимых материалов. Подготовьте место, где будут проводиться работы по сборке. Кроме этого, внимательно изучите чертежи. Если решили внести изменения в конструкцию, то проведите дополнительные расчеты.
Строительство тримарана своими руками проводится в следующем порядке:
1. Разбивка плаза в натуральную величину. Не стоит использовать масштабирование, потому что не всегда теоретические чертежи соответствуют реальному положению дел.
2. Затем выполняются заготовки основного корпуса, и производится склейка элементов. В течение суток конструкция должна высохнуть, после чего переходите к основному креплению шурупами.
3. Эта же процедура относится и к боковым корпусам.
4. После изготовьте переборки и шпангоутные рамки. Затем, проклейте, просушите и закрепите все саморезами.
5. Соберите футокосы и уложите днище.
6. После чего необходимо собрать все составные части судна в соответствии с чертежами.
Обработайте внешнюю и внутреннюю поверхности рубанком, зашкурьте, зачистите и покрасьте их. Все основные элементы должны быть обязательно закреплены винтами, болтами или гвоздями. После сборки внимательно изучите корпус на отсутствие трещин. Перед первым серьезным плаванием проведите предварительные испытания недалеко от берега. Чтобы облегчить процесс строительства, можете приобрести разборные тримараны для их постройки самостоятельно. Срок изготовления таких заготовок составляет не более 2 месяцев.