Штурмуя небеса: Краткое введение в парапланеризм
Свобода летать как птица гораздо ближе, чем можно подумать. Всего несколько тысяч евро, курс подготовки – и в небо!
Мы все привыкли покорять стихии. Будь то вода ветер, будь то отшлифованный сликами асфальт автодромов. Настало время подняться в воздух. Самый бюджетный способ обзавестись крыльями – попробовать свои силы в парапланерном спорте. И не только бюджетный, но еще и наиболее приспособленный для путешествий: купол параплана в свернутом виде легко помещается в одном рюкзаке. Профессиональное же снаряжение включает собственно сам купол, парапланерный прибор (высотомер, спидометр и GPS), подвес, шлем, ботинки с перчатками и запасной парашют.
Классический парапланеризм – это парение в восходящих потоках воздуха, образуемых с подветренной стороны холмов, гор или иных массивных объектов. Эти потоки воздуха могут держать парапланериста на протяжении многих часов. Но сейчас широкое распространение получили системы, оснащенные винтовыми двигателями и тележками на колесах. Такое летательное средство не требует длительной подготовки пилота и фактически является самым дешевым способом путешествовать по воздуху.
Но главной составляющей параплана является все же купол. Это, конечно, родственник купольного парашюта, но обладает рядом существенных отличий, позволяющих не просто безопасно спускаться на землю, а ловить ветер. Это крыло состоит из двух слоев, сшитых между собой с трех сторон. В результате передний край параплана способен улавливать ветер и надувать крыло, что необходимо для длительного полета. Управление куполом достаточно простое и осуществляется при помощи клевант – свободных строп, оборудованных ручками на концах. Клевант под названием акселератор уменьшает угол атаки крыла, увеличивая скорость. Тример действует обратным образом.
Первые парапланы появились в 80-х годах прошлого века. Сейчас наибольшим авторитетом среди спортсменов и любителей пользуются производители из Австрии (Aero Wings и Nova) и Италии (Icaro). Начинать полеты имеет смысл с парапланов класса Standart (два других – performance и competition – предназначены для профессиональных спортсменов). Максимально один параплан может поднять в воздух груз массой до 200 кг, чего вполне достаточно для полет двух взрослых людей на одном крыле. Для мотопараплатов используются крылья большей грузоподъемности.
Как любой спорт, парапланеризм, имеет смысл сначала попробовать, прежде чем принимать решение об обучении и покупке инвентаря. В Подмосковье немало центров подготовки парапланеристов и просто энтузиастов, с радостью катающих новичков в тандаме. Определенная доля людей, впервые оказавшись под куполом, находит это развлечение слишком экстремальным: уж больно параплан подвержен перемене ветра. Для остальных же 2000 рублей, потраченных на пробный полет, окажутся путевкой в новое увлекательное хобби. Крупные центры парапланеризма находятся в Серпуховском и Истринском районах Московской области.
Обучение стоит совсем не дорого. В центре парапланеризма МАИ, например, курс, включающий 8 летных дней, обойдется в 20 тысяч рублей. Теоретические занятия проводятся в здании МАИ бесплатно по четвергам. Также одна из наиболее авторитетных школ – это Free Fly Team (проспект Вернадского), там курс подготовки обойдется в 25 тысяч. Курс в школе ParaClub стоит 40 тысяч рублей и включает 2 занятия наземной подготовки, 2 полета тандемов с инструктором и 30 самостоятельных вылетов. При этом все школы предоставляют курсантам качественное оборудование ведущих фирм (это их имидж, как никак, и гарантия отсуствия несчастных случаев).
После обучения можно задуматься и о приобретении собственного оборудования. Они не сильно кусаются, даже с учетом нынешнего курса. Так, купол начального уровня обойдется где-то в 1500-1800 евро. Подвесные системы стоят порядка 500 евро. Если есть желание летать с парамотором, то за него придется отдать уже до 5000 евро.