Лодка для президента. Парусные привычки Рузвельта и Кеннеди
Истоки любви политиков к яхтингу лежат в американской истории, а первым законодателем этой моды стал Франклин Рузвельт.
В отличие от Пескова и норвежского принца, Рузвельту и в голову не приходило скрывать свое увлечение. В одном из интервью Рузвельт назвал причину, по которой питал страсть к парусному спорту. «Если вы выбрали направление и поймали ветер, то, даже передумав, уже не сможете повернуть вспять», — объяснил он. Из уст президента, который пропагандировал «новый курс», это звучало очень символично.
Любовь к парусу появилась у Рузвельта в то время, когда будущий президент США даже и не предполагал, какая головокружительная карьера его ждет. Мальчик рос в аристократической и респектабельной семье. Сразу после его появления на свет родители купили землю на полюбившемся им канадском острове Кампобелло в заливе Фанди. Вскоре семья обзавелась и небольшим домом на побережье, в котором Рузвельт и провел самые счастливые дни своего девства.
Когда Франклину было 9 лет, отец приобрел 15-метровую яхту Half Moon. Она был первой из серии лодок, носивших это название. То, что юный Рузвельт – прирожденный моряк, стало понятно сразу. Франклин проводил на волнах многие часы, сначала в компании отца, а когда подрос и мог стоять за штурвалом, то один или вместе с матерью. Когда Франклину исполнилось 17 лет, он оказался счастливым обладателем собственной лодки с говорящим названием New Moon. Юноша посвящал ей все свое свободное время. Пока его сверстники развлекались с девушками, Франклин часами исследовал многочисленные бухты, изучал течения, приливы и отливы капризных вод залива Фанди.
Любовь к морским путешествиям дала Рузвельту его слабость и его силу. После купания летом 1921-го в холодных волнах Атлантики, он заболел полиомиелитом и в считанные дни превратился в инвалида. И хотя Рузвельту чудом удалось встать на ноги, бороться с тяжелой болезнью предстояло еще долгие годы. Но эта неприятность не сделала будущего президента слабым, а, напротив, подарила ему несокрушимую волю к победе.
После участия в выигрышной кампании кандидата на пост президента США от Демократической партии Вудро Вильсона, Рузвельт стал заместителем военно-морского министра. С тех пор его дела шли в гору и всегда – рука об руку с парусным спортом. Во время предвыборной кампании 1932 года он отправился в Новую Англию с сыновьями на своем легендарном ялике Myth II. И это был лучший рекламный ход из всех возможных.
В течение всего своего срока правления Рузвельт неоднократно появлялся на страницах американских газет у штурвала яхты, словно хотел показать всем, кто здесь стоит у руля. Когда он баллотировался в президенты второй раз в 1936 году, то повторил свое путешествие с семьей в Новую Англию, но уже на другой лодке – Sewanna. Тогда стало очевидно, что такого рода предвыборные кампании определенно имели большой успех.
По неожиданному совпадению, в этом же году в прессе впервые появились фотографии Джона Кеннеди. 19-летним юношей он одержал победу в гонке Atlantic Coast Championship на 6-метровой отцовской лодке Flash II. А спустя два года Кеннеди установил скоростной рекорд во время гонки Chicago-Mackinac Race. Любовь к парусному спорту Джону и его братьям привил их отец Джозеф Кеннеди.
Джон Кеннеди продолжил традицию Франклина и стал вторым президентом, главной страстью которого были яхты. Он часто повторял, что отправился в военно-морской флот во время Второй мировой только лишь потому, что жить не мог без моря. Первая моторная яхта президента Джона Кеннеди носила имя его деда — Мed Fitz. Позже он завел 9-метровый парусник Victura, именно на нем сняты легендарные кадры с его тогда будущей женой Джеки, которые вмиг разошлись по всем американским газетам.
Президент однажды признался своему помощнику Джону Тазуэллу, что по-настоящему счастлив только тогда, когда стоит под парусами. Приближенные часто видели, как в самые ответственные моменты Кеннеди брал листок бумаги и рисовал яхту на волнах, вероятно, это помогало ему принять правильное решение. Последней лодкой Кеннеди стала 18-метроваяManitou, которую он называл «Белым домом под парусом». Ее можно считать прототипом современных супер-яхт, судно было оборудовано по последнему слову техники и не раз принимало именитых политиков и глав государств. В последние годы жизни Кеннеди планировал модернизировать Manitou и изменить парусное вооружение, но, к сожалению, не успел.
Текст: Маша Преображенская