Налог на роскошь убьет яхтинг в Греции
Вернее, уже почти убил. Теперь любая рекреационная лодка длиной 5+ м облагается повышенным сбором. Один из итогов изворотливости Ципраса.
Этим летом разрешилась очередная кризисная ситуация с экономикой Греции: страна получила 7 млрд. евро и осталась в Еврозоне. Также греки выклянчили трехлетнюю программу помощи. Однако требования кредиторов все же ударят по ним: нельзя просто так брать деньги и не возвращать, это понимают даже в забюрократизированном ЕС. По условиям соглашения с конца июля в Греции был резко повышен НДС – с 13 до 23%. Помимо этого повышается также налог на роскошь. Особенно сильно последняя мера ударит по производителям яхт.
Теперь в Греции принято считать роскошью любую рекреационную лодку длиной от 5 м – независимо от рыночной стоимости и оснащения. А налог на роскошь применительно к любым яхтам теперь повышен с 10 до 13%. Налог на роскошь в Греции был введен в 2010 году. Как этот и другие негативные экономические факторы повлияли на индустрию яхтостроения, поведает статистика: в 2007 году в Греции было зарегистрировано 11112 новых яхт, в то время как за 7 месяцев этого года – всего 2500. «Нас уничтожают, — сокрушается владелец небольшой семейной верфи в Парте Георг Кранитис. — Я не могу понять, о чем думают все эти люди в правительстве». Раньше верфь Кранитиса производила 350 небольших яхт ежегодно, на предприятии трудились 35 человек. Теперь ему пришлось уволить почти весь персонал.
Заметим, речь идет о Греции, стране с тысячелетними традициями мореплавания. Благодаря наличию в составе государства более 6 тысяч островов береговая линия Греции составляет 17250 км, для сравнения это 2/3 береговой линии всей Африки. «Греция – рай для яхтинга, место, где каждый хочет иметь лодку, пусть и небольшую», — говорит глава Национальной Федерации Туризма Георг Верникос, который тоже владеет собственным яхтенным бизнесом. «Я не верю, что казна получит хоть что-то [от повышения налога на роскошь]. Потому что даже если кто-нибудь и захочет в таких условиях купить яхту, то предпочтет это сделать в Италии или другой соседней стране», — делится опасениями Верникос. При этом в выигрыше оказываются только иностранные владельцы коммерческих судов: они от налога освобождены.
Кстати, не только покупать яхты, но и владеть ими в Греции теперь тоже стало накладно. Например, владелец 10-метровой моторной лодки стоимостью 1600 евро теперь должен платить 2080 евро ежегодно. С парусниками все еще хуже: лодка длиной в те же 10 метров и стоимостью 3700 евро теперь будет съедать из семейного бюджета 3700 евро дополнительно. И это помимо расходов на содержание судна, швартовки, топливо…
Ставка греческих властей на состоятельных яхтсменов, скорее всего, окажется провальной. Бедные лишнего платить не могут, а богатые – не любят. В скором времени яхт под греческим флагом будет становиться все меньше. Это значит пустеющие марины и сокращение рабочих мест – производителей лодок, шкиперов, уборщиков. «Очень жаль, — говорит совладелец афинской верфи Riginos Yachts Георг Ригинос. – Прошлый год был лучшим по продажам яхт за все последнее время. Теперь все будет намного хуже».