Два корабля, две яхты, две судьбы
Одна из них принадлежала русскому царю Николаю II, другая —40 лет прослужила английской королеве Елизавете II. Русскую яхту отправили на металлолом, английская — стала посещаемым и любимым музеем.
Два корабля, две яхты… Одна из них принадлежала русскому царю Николаю II, другая —40 лет прослужила английской королеве Елизавете II. Русскую яхту отправили на металлолом, английская — стала посещаемым и любимым музеем. Слава и забвение, слава и уважение, как это все напоминает человеческие истории…
«Штандарт» последнего императора
В течение многих лет самая мощная и комфортабельная среди мировых яхт своего класса, она стала любимым местом пребывания царской семьи. Плавучим домом, где было тепло, весело и по-домашнему уютно. Даже императрица, которая часто держалась с окружающими холодно, а то и надменно, тут становилась общительной и доброжелательной. Устроившись на палубе в кресле вместе с каким-нибудь рукоделием, она подзывала к себе кого-нибудь из офицеров корабля и подолгу, с удовольствием беседовала. Яхту «Штандарт» построили на датской верфи, а спустили на воду 26 февраля 1894 года. При этом событии присутствовал датский наследный принц, принцесса и другие члены королевской семьи.
Корабль получил свое название в честь одноименного петровского пушечного фрегата с таким же названием, первого корабля русских в Балтийском море. Николаевская яхта стала четвертым судном, получившее название «Штандарт» (специальный флаг, который поднимают над местом нахождения королевской или царской особы).
Хорошо построенное и оснащенное (по меркам того времени) судно имело следующие характеристики:
Длина — 128 м, водоизмещение — 5400 т, две паровые машины мощностью 12 000 л.с. могли развивать скорость до 22 узлов. Запас угля – 680 т, что было достаточно для совершения дальних плаваний.
Черный лак по бортам и золотая линия выше ватерлинии делали яхту снаружи чрезвычайно нарядной и стильной. В отделке внутренних покоев использовались ценные породы дерева и разноцветная тисненая кожа, а также золоченая бронза. Царь и царица занимали отдельные (но расположенные рядом) просторные, с большим вкусом отделанные, покои.
В 1906 году на яхту установили современное оборудование для дальней связи. Телеграфный аппарат мог передавать и принимать радиограммы в радиусе 100 миль. Ничего подобного в то время не было ни на одном из действующих судов.
В 1918 году яхту переименовали в «18 марта» и поставили в одну из бухт Кронштадта, где, всеми забытая, она простояла до 1936 года. Серьезно перестроенный бывший царский «Штандарт» стал минным заградителем и снова получил другое название. Корабль переименовали в «Марти».
Николай II и вся его семья были уничтожены в том же году.
с 1948 года «Марти» превратилась в заградитель и плавказарму «Ока». Во время Великой Отечественной войны экипаж минного заградителя проявил себя героически. Моряки неоднократно проводили постановку мин в Балтийском море. Они спасли более 2х тысяч человек, эвакуировав их с острова Ханко. В начале операции корабль получил серьезные повреждения, но не смотря на это, экипаж благополучно смог доставить защитников острова и 60 орудий в Кронштадт.
После списания в 1961 году судно отправили на металлолом.
Королевская «Британия»
Спущенная на воду в 1954 году яхта стала собственностью императрицы Елизаветы II. На ней она совершила самое длинное морское путешествие протяженностью в миллион миль, полсотни раз обогнув земной шар по экватору. Королева Великобритании посетила на этом корабле множество стран, нанесла 968 международных визитов! Один из них – в Санкт-Петербург в 1994 году. Британская королевская семья любила этот корабль, относилась к нему как к дому. Принц Чарльз и принцесса Диана совершили на нем свое свадебное путешествие. В разные годы здесь гостили Уинстон Черчиль и Рональд Рейган, а также Нельсон Мандела.
Характеристики яхты «Британия»:
Трехмачтовая, длина — 125 м, водоизмещение – 5769 т, численность экипажа и обслуживающей команды – 230 человек. На случай использования в военных действиях, планировалось переоборудовать ее под плавучий госпиталь. Но такой необходимости не возникло.
Яхта «Британия» стала вторым среди королевских кораблей, имевших подобное название. Первая принадлежала принцу Уэльскому — Эдуарду. Построена в 1894 году, затоплена сорок лет спустя, согласно завещания Эдуарда.
Но давайте вернемся к «Британии» Елизаветы. Члены королевской семьи принимали живое участие в отделке внутренних покоев яхты. По их рекомендациям выбирались материалы и многие предметы интерьера. Во время дальних морских путешествий их должны были окружать только любимые вещи. Королева занимала просторные покои, состоящие из спальни, рабочего кабинета, ванной комнаты. На яхте, кроме покоев его высочества были устроены также комфортабельные апартаменты для членов королевской семьи, гостей.
Черный «Роллс-Ройс» всегда путешествовал вместе с хозяйкой, эта представительская машина служила для важных официальных визитов на берегу.
В 1997 году яхту «Британия» списали с баланса ВМФ Великобритании, собираясь построить новый корабль для монарших особ. Однако правительство лейбористов отказалось финансировать этот проект. Так яхта стала музеем, который ежегодно посещает более 250 тысяч туристов. Место стоянки «Британии» — порт «Лейт» (Эдинбург, Шотландия).
Екатерина Бондарчук