Клуб Русская Морская Традиция
Группа энтузиастов, среди которых морские офицеры, любители паруса и русской морской истории объединились, чтобы по мере возможности спасти и сохранить наследие русской морской культуры
Истринская морская флотилия
Мы начали собирать, восстанавливать и строить парусно-гребные шлюпки и катера советского и императорского Военно-морского флота, созданные по традиционной технологии: деревянный набор корпуса плюс положенное по штату парусное вооружение. В настоящее время клуб «Русская Морская Традиция» располагает уникальной эскадрой, которой нет аналогов. В клубе собраны практически все образцы парусных судов Советского флота: 2-х, 4-х и 6-ти весельные ялы, 10-весельный гребной катер. Их судьбы похожи – они были списаны и ожидали своего часа, утилизации. После филигранной реставрации шлюпки вернулись к жизни, все они в отличном состоянии и каждую навигацию спускаются на воду.
Летом 2014 г. в акватории Онежского озера был спущен на воду и успешно прошел ходовые испытания 14-весельный трехмачтовый командирский легкий катер, построенный специально для клуба «Русская Морская Традиция». Он был создан по чертежам 1886 г. в Петрозаводске на верфи деревянного судостроения «Варяг». Сейчас это самое большое судно в клубе и в знак особого к нему отношению оно получило даже собственное имя – «Император» (такими катерами комплектовались большие военные корабли в императорском дореволюционном флоте). Теперь «четырнадцатка» швартуется в водах Истринского водохранилища, а управление такой трехмачтовой бескилевой махиной требует особой командной слаженности и большого мастерства командира (шкипера).
Сейчас в планах еще одна постройка – есть желание воспроизвести по историческим дореволюционным чертежам 6-весельный командирский вельбот. Постараемся осилить с Божьей помощью.
Морской музей русской славы
Проект клуба «Русская Морская Традиция» можно смело назвать культурологическим. Интерес членов клуба не ограничивается одними историческими лодками, под эгидой клуба собирается всё, что имеет отношение к русским морским традициям. Гордостью клуба является коллекция морских атрибутов: пушечные ядра, морские карты, флаги и вымпелы, боцманские дудки, штурманские инструменты, подвесы для кортиков. В клубе трепетно собираются и бережно хранятся образцы классической флотской одежды, есть и просто уникальные образцы – например, образец мундира офицера ВМФ со стоячим воротником (упразднен в 1951 г.) или книппель (снаряд для разрушения рангоута и такелажа) времен Северной войны и пушечное ядро, поднятые с останков линейного корабля «Портсмут», русского флагмана в морском бою против шведов у острова Эзель в Балтийском море. Есть бомба наполеоновских времен, пушечное ядро из Севастополя времен Крымской войны, пушечное ядро от береговой мортиры из Кронштадта (середина XIX века) и пр.
На сайте клуба представлено небольшое собрание рассказов современных морских писателей, которые сумели сохранить своеобразный флотский язык, знакомый по произведениям В.В. Конецкого и С.А. Колбасьева.
При этом, несмотря на все достижения, очень бы хотелось, чтобы клуб «Русская морская Традиция» не был неким диковинным музейным экспонатом, а стал живым центром притяжения большого количества людей, причем не только из России. Клуб может стать толчком для массового развития парусно-гребного спорта на новом качественном уровне. Строительство старинных судов по сохранившимся чертежам приведет к возрождению морской культуры и общему интересу к традиционному деревянному кораблестроению, которое в мире сейчас ценится чрезвычайно высоко.
А что дальше?
Приятно осознавать, что клуб «Русская Морская Традиция» в последнее время приобретает все большее признание – приходят новые люди, не обделяет вниманием пресса. Появляются публикации в газетах и журналах, выходят ролики на местных телеканалах. В декабре 2015 г. на губернаторском конкурсе «Наше Подмосковье-2015» клуб занял Первое место среди 24 тысяч участников в историко-культурологической номинации «Наследие Подмосковья», руководитель клуба протоиерей Дмитрий Шмелёв награжден Дипломом I степени.
Вместе с тем, хочется большего, потенциал у клуба значительный, задачи амбициозные. К сожалению, собственных возможностей для реализации этих задач явно недостаточно. Можно и дальше прежними темпами восстанавливать старые и строить новые парусно-гребные суда, но для реализации всех имеющихся планов необходима и государственная, и частная поддержка.
Призываем всех, кто разделяет идеологию клуба, вливаться в наши ряды. Связь можно держать через сайт, www.rmt-club.ru, а можно через странички в социальных сетях: Фэйсбук и ВКонтакте. До встречи в клубе!