Путеводитель по классам яхт
Классы яхт – первое, с чем предстоит познакомиться будущему владельцу собственного судна или дипломированному шкиперу.
Как любое транспортное средство, класс яхт разделяется на несколько разновидностей. Одни судна ориентированы на участие в профессиональных соревнованиях олимпийского масштаба, другие предназначены для кругосветных путешествий, третьи – обучения или круизного отдыха.
Характеристики, определяющие классы яхт
Данные характеристики могут быть абсолютно разными, начиная от размеров, заканчивая габаритами отдельных ключевых элементов. Последние учитываются в обязательном порядке, когда речь идет о необходимости определить класс спортивных яхт, ведь от конкретных параметров напрямую зависят ходовые качества, скорость и назначение судна. Среди этих достижений особенно значимыми являются:
- Длина. Показатели сопротивления яхтенного корпуса обратно пропорциональны показателям длины. Это значит, что чем длиннее конструкция, тем большее ее скорость.
- Ширина. Показатели ширины взаимосвязаны с сопротивлением и остойчивостью. Помните основы физики? Они актуальны и здесь – широкое судно лучше держится на воде в сложных условиях.
- Осадка. Гоночные яхты с большей осадкой лучше лавируют (перемещаются под острым углом относительно ветра) и демонстрируют хорошую остойчивость.
- Высота борта над водой. Для мореходной яхты высокие борта необходимы. Таким образом, увеличение этих показателей обеспечивают лучшую обитаемость судна.
- Водоизмещение (вес). Тяжелая яхта вызывает большее сопротивление водной поверхности при движении. Одновременно с этим она остойчива и мореходна.
- Парусность. Когда речь идет про классы парусных яхт, большая площадь парусности положительно влияет на показатели возможной скорости. Судно с большими парусами развивает скорость быстрее.
По типу передвижения судна выделяются парусные и моторные классы яхт. Средняя потенциально возможная скорость моторных – 40 узлов (72,8 километров). Такая модель создается преимущественно из стеклопластика. Он гарантирует долговечность и износостойкость. По большей части моторный класс спортивных яхт или суден для отдыха относится к категории дорогих. Конструкции проектируют и строят на заказ, включая эксклюзивную отделку и оснащение. Кстати, владельцы таких суден могут забыть о «морской болезни». Как и в хорошем автомобиле, на палубе этих плавательных средств качка совсем не чувствуется за счет наличия стабилизаторов.
Образцы моторных яхт можно найти в частных флотах, принадлежащих миллиардерам из разных стран мира. Так, владельцами дорогих моторных яхт в России являются и Роман Абрамович, и Дмитрий Медведев и другие представители «отечественной элиты». Например, самой большой моторной VIP-яхтой в России признана модель Ocean Victory, принадлежащая Виктору Рашникову (30-е место в рейтинге Forbes). Что касается мирового рейтинга, то в нем 140-метровая «Победа» занимала 9-е место еще в 2014-м году. Эта модель нагляднее всего объясняет, насколько комфортабельным и современным может быть оснащение моторной яхты: 7 палуб, 6 бассейнов, площадка для приземления вертолета, СПА-комплекс, лифт, гараж для 14-метрового тендера… Надо ли продолжать этот список?
Классы яхт
Различные классы парусных яхт предусматривают наличие или отсутствие кают, хардтопов, настроек скоростей. Также различается и оснащение конструкции. Конкретный класс яхт с парусами можно определить в зависимости от их назначения. Для чего построена конструкция? Как именно она будет использоваться, и где покажет лучшие качества? С этой точки зрения существует 3 базовых категории:
- Гоночные яхты для любительских и профессиональных соревнований. При условии соответствия олимпийским стандартам, эту категорию можно назвать классом спортивных яхт. Как правило, судна используются не для отдыха, а для тренировок или непосредственно во время состязаний. Они имеют много настроек и отличаются большей парусностью наряду с меньшим весом. Цель при производстве – обеспечение способности судна развивать высокую скорость. Именно этого удалось добиться создателям легенды – суперлегкой модели Reflex 50 класса гоночных яхт профессионального уровня.
- Судна для отдыха и путешествий. Крейсерский класс яхт станет лучшим решением, если ваша цель – максимально комфортный отдых посреди водоема в кругу близких или друзей. Конструкция предусматривает наличие всего необходимого для проживания, навигации и связи. Лучшие серийные судна на сегодняшний день – Westsail 32, Valiant 40, Sundeer 64 и др.
- Класс гоночных яхт для многодневных гонок – гоночно-крейсерские судна. Ориентированные на достижение скорости, такие модели предусматривают обязательный минимум удобств. Наглядный пример – Volvo Open 70. Однако, есть и конструкции с оснащением класса-люкс, как Shpman 50 – победитель двух престижных номинаций, включая «Самое инновационное судно».
Официальная классификация предусматривает три сегмента, в рамках которых судном может быть яхта международного класса или национального. Национальными называются конструкции, созданные в конкретной стране и используемые непосредственно в ее внутренних водах. Например – «эМ-КА» или крейсерно-гоночная национальная модель Л6.
Что касается международного, то это – класс, получивший популярность и «на родине», и в других странах мира, а также признанный Международной ассоциацией парусного спорта. Оба условия являются обязательными. Так, советская модификация монотипа «Фолькбот» активно используется на территории европейских стран, но не относится к категории международных официально.
Яхта международного класса может причисляться к категории А и В:
- А – новые судна с внедренными инновационными технологиями. Из данной группы осуществляется отбор на олимпийские регаты. Судна группы А представлены свободным (с любой формой и установленным размером), формульным (в пределах установленных формул обмера, с равной скоростью и гоночным баллом) классами «R» и монотипами (с полностью идентичными чертежами, размерами, весом и формой корпуса) «О».
- В – старые судна, с датой проектировки более двадцати лет, не соответствующие группе А. Для категории В также характерны подгруппы «R» и «О».
Наиболее популярными представителями международного класса стали модели-легенды «Дракон» (Норвегия, парусность – 20 м2, вес – 2 т. размеры 2х6/9), «Звездный класс» (США, размеры 2х5/7, парусность – 26 м2, осадка – 1 м.) и другие судна из «золотого» олимпийского состава.