Как построить швертбот «Кадет» своими руками
VodaBereg рассказывает, как самостоятельно построить швертбот "Кадет", знакомый многим с детства.
Швертбот «Кадет» наверняка знаком многим с детства. В то время, когда не было интернета, мальчишки всей страны управляли собственноручно сделанными самолетами или мечтали соорудить швертбот своими руками. Однако впервые его спроектировал англичанин Джек Холт в 1947 году для тренировки подростков к управлению гоночными швертботами более серьезных классов. Наравне с «Оптимистом» яхта «Кадет» пользовалась большой востребованностью в кружках и секциях. Начиная с 1957 года, недели гонок проходили каждый год, а к 1966 году они переросли в чемпионаты мира по классу «Кадет». В настоящее время он числится в международном классе и активно используется для обучения парусному спорту. После прохождения тренировки на «Кадете» юные матросы могут участвовать в соревнованиях на «Летучем голландце» или «470», которые проводятся в различных ветровых и погодных условиях.
Этот небольшой швертбот предназначен для подростков до 17 лет. Он имеет два места: для рулевого и шкотового. Изначально корпус яхты делали из дерева, но со временем перешли на стеклопластик, его рангоут производят из алюминия, а паруса — из синтетической ткани. Также в конструкцию швертбота своими руками входят отсеки непотопляемости, благодаря которым в случае переворачивания можно легко вернуть лодку на воду. Корпус судна обшивают водонепроницаемой фанерой толщиной 6 мм, бортовая опалубка служит местом размещения экипажа.
Парус швертбота — бермудский шлюп. А одним из важных моментов в «Кадете» является установка спинакера — дополнительного паруса площадью 3,5 кв.м и управление им. В идеале эти действия должны быть доведены до автоматизма и иметь четкую последовательность.
Яхта этого класса очень популярна, а всего зарегистрировано около 8000 таких лодок. Иметь собственный швертбот очень увлекательно, ведь регулярно проводимые европейские и мировые чемпионаты открыты для участия любому юноше.
Чертежи швертбота «Кадет»
Данное судно относится к монотипам, что означает единый чертеж, по которому и строится каждая яхта. Для того, чтобы построить швертбот своими руками, чертежи тщательно изучают и строго следуют инструкции. Их можно найти в интернете и в третьем выпуске сборника «Катера и яхты» 1964 года.
Размеры и параметры парусника «Кадет»:
— длина наибольшая – 3,22 м;
— длина по КВЛ – 2,90 м;
— ширина – 1,27 м;
— высота борта – 0,42 м;
— осадка со швертом – 0,75 м;
— вес порожнем – 52 кг;
— площадь парусности – 5,2 кв.м;
— спинакер – 3,5 кв.м.
Этот швертбот разрабатывался специально для того, чтобы школьники смогли справиться с его постройкой своими руками. Большим подспорьем в работе является то, что данная лодка обладает упрощенными остроскулыми обводами. Следовательно, если строго соблюдать правила постройки и обмера, можно соорудить качественную яхту с отличным ходом.
Процесс самостоятельного изготовления
Удовольствие от постройки швертбота своими руками — незабываемое, а если поблизости есть водоем, то по окончании можно прочувствовать всю романтику плавания под парусом.
Итак, сначала приобретаются листы водостойкой фанеры, на которых раскраиваются сразу все необходимые части. Цена одного такого листа составляет примерно 280 руб. Для более быстрого выполнения всех работ и их удобства не помешают электрическая дрель, рубанок и циркульная пила. А соединить дно и борта можно с помощью водостойкого клея и шурупов или сшить проволокой. По окончании этого этапа постройки швертбота своими руками желательно установить распорки под определенным углом, чтобы яхта начала приобретать знакомые очертания.
Распорки стоит оставить на некоторое время, пока не закрепится форма. Между бортом и днищем можно проложить скругленный желобок, чтобы закрыть швы или выступающую проволоку. Также это придаст дополнительную прочность, равно как и полоски стеклоткани на местах соединений. Стеклоткань следует пропитать эпоксидной или полиэфирной смолой, а для минимизации осмоса закатать один слой из изофталевой смолы, а сверху — гелькоутом. Такой метод гарантирует долгую жизнь строящегося «Кадета» и повышенную влагостойкость.
Следующий этап постройки швертбота своими руками — изготовление опалубки, планок, мачты. После этого — ошкуривание корпуса, покраска грунтовкой, последующая шлифовка. Парус и спинакер следует шить из синтетической парусной ткани, но если ее трудно найти, подойдет плотная и прочная хлопчатобумажная. Когда все будет сделано, останется только закрепить румпель и шверты, установить уключины и утки. Можно ставить паруса и отправляться на воду!
С учетом затраченных материалов и покупки инструментов строительство лодки своими руками обойдется в 50-70 тысяч руб. В статье приведены основные моменты постройки швертбота своими руками. Однако приступая к делу, рекомендуется подробно изучить инструкцию и чертежи, а также почитать общие и доступные книги для судостроителей. Литература такого типа описывает приемы работ по изготовлению деталей, сборке корпуса, окраске лодок и шитью парусов.