Швартовка: правила и ошибки. Часть первая
Швартовка: правила и ошибки
Одна из наиболее проблемных операций для начинающих яхтсменов – это швартовка. Только после выполнения этой операции много–много раз и совершения всех возможных ошибок появляется необходимый навык, уверенность и автоматизм. Но, как известно, учиться лучше на чужих ошибках. Поэтому имея опыт работы с начинающими шкиперами, яхтенная школа «7 WINDS» предлагает вам небольшой экскурс по наиболее распространённым ошибкам при швартовке. Как наиболее распространённый рассмотрим метод швартовки кормой и под мотором.
Итак: вы взяли лодку в чарт и после замечательно проведённого в море времени заходите в марину. И здесь можно столкнуться с первой проблемой: вы не знаете, как ваша лодка ведёт себя на заднем ходу. Известно, что нет абсолютно одинаковых лодок, у каждой могут быть свои особенности. Поэтому возьмите за правило: на открытой воде всегда проверять, как лодка управляется на заднем ходу, есть ли заброс кормы, в какую сторону, какой минимальный радиус поворота, промоделируйте несколько раз те манёвры, которые вам придется делать потом на ограниченном пространстве в марине.
Очень важный момент – подготовка лодки и экипажа к швартовке. Обязательно вывешивайте кранцы до входа в марину. Рассчитайте, чтобы верхний край кранца был чуть выше края наименьшей из высот причальной стенки или понтона. Желательно вывешивать по одному бортовому кранцу как можно ближе к корме. В случае неудачного манёвра именно этим местом наиболее часто наваливаются на соседнюю яхту. Хорошо иметь на борту обученного члена экипажа со свободным кранцем в руках, чтобы в случае необходимости он проложил кранец в месте возможного соприкосновения. И строго предупредите экипаж, что одерживать яхту руками или ногами категорически НЕЛЬЗЯ! Заранее, до входа в марину, разложите и подготовьте швартовы. Они не должны иметь никаких узлов. Если ваш экипаж состоит из новичков и вы рассчитываете на их помощь при швартовке, то обязательно заранее проведите инструктаж или, еще лучше, небольшое обучение. И даже если экипаж опытный, обязательно напомните, что все действия выполняются только по вашей команде и инициатива недопустима и наказуема. И ещё: не следуйте слепо советам и указаниям служащих марины, помогающих вам швартоваться. Реально ситуацией на борту владеете только вы и вы же несёте полную ответственность за лодку и экипаж. Планируйте швартовку заранее, и если что то пошло не по плану, не стесняйтесь, прервите манёвр и зайдите заново. Лучше нормально пришвартоваться с десятого раза, чем повредить лодку с первого!
Теперь вы полностью подготовились и заходите в марину . Естественно необходимо заранее посмотреть топографию марины и выяснить по рации, есть ли свободное место для вашей яхты. Лучше заранее, на свободной воде, развернуть лодку и кормой вперед заходить в марину. Во первых: отпадёт необходимость разворачивать лодку в узости, во вторых: если что то пошло не так, всегда можно быстро выйти обратно и повторить заход. К тому же у вас будет достаточно времени «прирулиться», почувствовать влияние ветра и течения при движении задним ходом. При этом следует так выбирать место для швартовки, чтобы подходить против ветра, или хотя бы при боковом ветре. Очень распространённая ошибка на этом этапе — неправильно выбранная скорость движения. На большой скорости у вас будет меньше времени для принятия решений и исправления возможных ошибок в маневрировании. При чрезмерно низкой скорости лодка будет хуже управляться и быстрее сноситься ветром с траектории движения. Чем сильнее ветер, тем выше должна быть скорость лодки. Обычно оптимальная скорость захода на швартовку — 2-3 узла.
Непосредственно швартовка. Сначала лодка движется вдоль понтона до места планируемой швартовки. При достаточном приближении к нашему месту начинаем плавно и непрерывно перекладывать штурвал почти до упора, поворачивая лодку кормой к понтону. Как только лодка набрала инерцию в повороте сразу же начинаем перекладывать штурвал в противоположную сторону, устанавливая перо руля в ДП. Если всё сделано плавно и своевременно, то лодка будет подходить к понтону практически перпендикулярно. Наиболее распространённая ошибка — судорожное и очень быстрое перекладывание руля в сторону поворота. Это приведет к доворачиванию лодки на угол меньше прямого и, как результат, может привести к наваливанию на соседнюю лодку. Если штурвал перекладывается вяло и не достаточно энергично, то лодка, наоборот, не успеет довернуться на нужный угол. Результат — столкновение с соседней лодкой. Из этой ситуации часто следует ещё одна ошибка — это панический страх перед соприкосновением с соседней лодкой. Всегда сохраняйте спокойствие и хладнокровие. Иначе ошибки начнут множиться и ситуация выйдет из под вашего контроля. Если у вас правильно и в достаточном количестве вывешены кранцы, да ещё есть обученный член экипажа со свободным кранцем, то соприкосновение с соседней лодкой закончится без последствий. Даже наоборот, проскользив по борту соседней яхты, при её помощи, вы благополучно пришвартуетесь. Но лучше, конечно, сразу стараться швартоваться профессионально и чисто.