Верфь Fairline закрывается. Причина – русские
Мы продолжаем следить за драматическими событиями, которые происходят на одной из некогда самых известных верфей мира.
В конце ноября стало известно о том, что фонд Better Capital бизнесмена Джона Молтона, которому с 2011 года принадлежит британский производитель яхт, ищет инвесторов или вовсе собирается продать Fairline. Это при том, что только в 2015 году Молтон вложил в развитие компании 11 миллионов фунтов. В сентябре доля в Fairline уже была продана фонду Wessex Bristol за 2 миллиона фунтов (с отложенной оплатой). Результатом совместного управления стало увольнение 185 сотрудников. Но эти меры не помогли улучшить финансовое состояние компании. В результате Молтон принял решение нанять сторонних управляющих Джеффа Роули и Алистера Масси из компании FRP Advisory. Похоже, им отдана роль «чистильщиков».
Буквально на днях стало известно, что новое руководство верфи увольняет практически всех сотрудников. Из 450 человек, которые сейчас трудятся на производствах Fairline в городах Корби и Оундл, работу сохранят всего 69 человек. Этого достаточного ровно для того, чтобы с трудом закончить проекты яхт, которые уже строятся. Новых заказов у верфи больше нет, а если такие и появятся, то компания просто не справится с их выполнением. В течение последних 10 недель на Fairline сотрудникам не выплачивают жалование, а также не перечисляют средства в пенсионный фонд, вычитая их, однако, из окладов рабочих. Увольнению в канун Рождества подвергнется 381 квалифицированный сотрудник. В обращении профсоюза Fairline говорится, что рабочие были принесены на алтарь бездушного капитализма.
Поставщики комплектующих для Fairline и других принадлежащих компании брендов яхт сообщили британской прессе, что последние три месяца также не получают оплаты своих услуг, несмотря на то, что исправно отгружают продукцию. Better Capital испытывает трудности и с другими своими активами: так, недавно обанкротилась принадлежащая фонду компания по доставке посылок City Link. Чтобы Fairline не повторила ее судьбу и продолжила доделывать уже строящиеся лодки, Джону Молтону пришлось надавить на Wessex Bristol и заставить кредитора заплатить обещанные 2 миллиона фунтов.
В Wessex Bristol не очень довольны таким ходом событий. Wessex имеет тесные связи с Фондом национального благосостояния Ближнего Востока. А зная возможности арабов, можно предположить, что новый кредитор смог бы вдохнуть жизнь в увядающую верфь, переориентировав маркетинг на ближневосточные рынки. Представитель Wessex Айяз Ахмед косвенно подтвердил Би-Би-Си эти догадки. Он сообщил, что теперь его полномочия сильно «урезаны» по решению Better Capital. Он утверждает, что мог бы спасти верфь: «У нас был план действий, но теперь его воплощение в жизнь остановлено новыми управляющими».
Аналитики связывают бедственное состояние Fairline с тем, что значительную долю клиентов верфи составляли состоятельные россияне. Теперь из-за ослабления рубля, санкций и низких цен на энергоносители большинству российских бизнесменов не до заказа роскошных яхт. Это еще раз подтверждает, что несостоявшийся план Wessex Bristol состоял в том числе и в том, чтобы переориентировать верфь на другие рынки сбыта. Но этому не суждено случиться.
А так все хорошо начиналось. Джон Молтон купил Fairline в 2011 году за 16,6 миллионов фунтов и вложил в ее развитие еще в общей сложности 24,4 миллиона. В марте 2015 года верфь оценивалась в 13,5 миллиона фунтов. Тогда казалось, что надежда есть. Но, видимо, итоги летних яхтенных выставок, на которых и заключается большинство сделок, были для Fairline настолько провальными, что к сентябрю у компании не осталось денег даже на зарплату рабочим. Печальная история.