Яхта Штандарт – роскошь, достойная королей
VodaBereg рассказывает о яхте последнего императора Николая II - Штандарте.
Яхта Штандарт в начале XX века отличалась от других судов роскошью и дорогой обстановкой, а также индивидуальностью и несравненным интерьером. А обусловлено это тем, что данное судно было собственностью Николая Второго. Его постройка началась 1 октября 1893 года на датской верфи по указу правителя. Свое имя императорская яхта получила благодаря тому, что в то время был открыт новый путь для торговли в Балтийском море, а на воду ее спустили 21 марта 1895 года.
На суднах подобного типа всегда найдется место изысканному дизайну, благодаря чему люди, пребывающие на них, всегда будут чувствовать себя комфортно и уютно.
Содержание
Характеристики судна
Императорская яхта Штандарт отличалась повышенной комфортностью. На корабле были продуманы все условия для пребывания, а также различного рода развлечения. Она имела прекрасные мореходные качества, поэтому ее называли лучшей в мире.
Царская яхта Штандарт была обустроена 3 мачтами, ее водоизмещение составляло 5480 тонн. Габариты не отличались громоздкостью, длина равнялась 112,8 ме, ширина 15,4 м, а осадка составляла 6,6 м. Судно могло развивать скорость до 22 узлов, на нем было установлено 24 котла и два винта.
Постройка яхты
Стройка яхты началась еще при Александре III. 29 августа 1983 года правитель с супругой Марией Федоровной и цесаревичем Николаем Александровичем приплыли в Копенгаген. После их прибытия была организована церемония закладки яхты, которая носила торжественный характер.
Сразу же приступили к интенсивному строительству судна. Для этого использовались только высококачественные материалы, которые проходили строгий отбор, весь процесс лично контролировался царем. Стройка осуществлялась по проектам самых опытных судостроителей.
Императорская яхта строилась круглые сутки. В деле участвовало огромное количество работников, которые трудились практически без перерывов. Одна бригада рабочих сменяла другую, поэтому темп не снижался, благодаря чему судно быстро приближалось к своему окончательному виду. Стройка закончилась в начале 1895 года. Царскую яхту Штандарт спустили на воду 21 марта 1895 года, а введена в рабочее состояние она была в 1896 году.
Оформление судна
Яхта Штандарт характеризовалась индивидуальным стилем и была примером морской роскоши. По своему классу она относилась к небольшому крейсеру, который был оборудован паровой машиной, осуществляющей работу на угле, однако, спроектированной по типу парусного судна, каковым и являлась. Большого размера бушприт судна украшен золотым вензелем на черном фоне, направленный вперед, напоминающий стрелу, только что выпущенную из орудия. Над палубой возвышались 3 мачты, имеющие небольшой диаметр, покрытые слоем специального лака, а также 2 дымовые трубы, выкрашенные белоснежной краской.
Над чистейшими палубами в натянутом состоянии развевались белоснежные парусинные тенты, которые защищали от палящего солнца расположенные на ней плетеные столы и стулья. Вся мебель была только высочайшего качества, изготовленная из натуральных материалов, обработанных опытными мастерами.
Все каюты на судне были отделаны только массивами дорогих пород. В покоях правителя использовали деревья вишневых и ореховых пород, а стены, где проживал император, украшались тесненной кожей и кретоном. Для облицовки комнат императрицы, князей и княгинь использовался массив березы. Для столовой был применен ясень, а для коридоров – дубовые и кленовые породы. По приказу Николая II на яхте воспрещалось украшение золотом, этот стиль царь решил не использовать на судне. Для комнат прислуги использовался дуб или сосна, при этом массив дерева окрашивался краской белоснежного цвета.
Где и что располагалось на яхте?
В корме, как и на других судах правителя, находилась большая рубка. Здесь был обеденный зал для приемов первых лиц государств, место для работы царя и его зал для посещения гостей. В носовой части верхней палубы, перед трубой, была штурманская рубка, а также 2 рубки для руководствующих чинов. Над рубкой начальства был проложен мостик, через него был проход к штурвалу.
На центральной палубе, расположенной над машинным отсеком, находились царские комнаты. Каждый сектор кают императора, его супруги и величайших князей и княгинь строился из нескольких отделений. Среди них можно выделить приемную для гостей, ванную и комнату для сна. На этой же палубе были расположены помещение для приема пищи, комнаты для офицеров и экипажа корабля.
На нижней палубе находились комнаты для детей правителя и приближенных, там же находились каюты для слуг, кубрики экипажа и кабинки с душем. Здесь же были расположены радиорубки, выгородки динамо-машин и несколько кладовок.
Под этой палубой, в носовой части располагался грузовой отсек и хранилище с порохом. Вход туда разрешался только строго определенным лицам. В кормовой области располагались специальные рефрижераторы, которые позволяли долгое время сохранять скоропортящиеся продукты.
Также на яхте было помещение судовой церкви, а на нижних палубах могли разместиться члены оркестра. Императорская яхта Штандарт была идеальна и для прислуги по сравнению с другими суднами.
Служба Штандарта
В начале сентября 1896 года яхта Штандарт, не полностью пройдя все испытания, приняла императорскую семью и вместе с другим крейсером отплыла в Англию. С этого маршрута, императорская яхта и начала свою продолжительную службу.
В первое время царская яхта Штандарт днем ходила возле финляндских островов, а вечером вставала на стоянку на якоре в какой-нибудь красивейшей безлюдной бухте. В утреннее время все гости яхты могли любоваться красотой переливающихся лучей солнца с песком желтоватого оттенка и красным гранитом, который порос величественными соснами.
В 1907 году плавание возле берегов Финляндии чуть не закончилось трагедией. Императорская яхта Штандарт шла узким проливом. Неожиданно для всех судно с ошеломляющим треском ударилось о скалу, которая находилась под водой. Разлетелась посуда, рухнули столы и стулья, также не удержались и музыканты. Вода стала попадать в трюм, яхта Штандарт накренилась и стала садиться на дно. Матросы быстро начали опускать шлюпки на воду, за всеми действиями следил на леерах император и контролировал, чтобы были предприняты все меры по эвакуации. Однако, крушения судна удалось избежать из-за герметичных переборок.
С 1917 года яхта Штандарт стояла у берегов порта Петрограда. Она уже не относилась к царской, в середине лета она отправилась в Гельсингфорс. Там судно вошло в число кораблей, которые незамедлительно должны были покинуть территорию финских портов. После этого яхта прибыла в Кронштадт. Этот путь носил название «Ледовый поход», осуществлялся он в тяжелейших условиях. В 1917 году судно задействовали в революции.
В 1933-1936 годах яхта Штандарт была переоборудована в заградитель с минами и ее оснастили новейшим оборудованием. Походы на этом судне осуществлялись и в годы Великой Отечественной войны. В 1961 году судно вновь переоборудовали: в цель для ракет на воде, а впоследствии его разобрали на металлолом.
Приемы на императорской яхте
Царская яхта Штандарт предназначалась как для спокойного времяпрепровождения семьи правителя, так и для важных переговоров, где принимались первые лица других государств. Николай II на яхте также плодотворно работал. А свой график он распределил достаточно интересно: 5 дней посвящал себя делам, а 2 дня отдыхал. В выходные дни корабль не принимал визиты важных гостей.
Императорская яхта Штандарт в 1897 году принимала на своем борту в Кронштадте сиамского короля, императора Германии и президента Французской республики. Затем при путешествии в Россию чиновников и императоров других стран, Николай II на яхте провел много приемов официальных лиц из других стран.
Императорская яхта несколько раз принимала Вильгельма II. Сначала он посетил судно в 1902 году в период учений, а второй раз он был на нем в 1912 году, когда приплывал на открытие стройки порта в Ревеле. В 1912 году Николай II здесь же осуществлял переговоры с французским премьером.
Императорская яхта Штандарт была поистине элегантной и величественной. Она создавалась опытными мастерами по лучшим проектам. Увы, но до настоящего времени судно не сохранилось.