Кристиан Шеррер: Вижу, как развивается российский парусный спорт
VodaBereg побеседовал с Кристианом Шеррером - именитым швейцарским яхтсменом, побеждавшим в Кубке Америки и других престижных турнирах.
Кристиан «Блуми» Шеррер — один из самых известных швейцарских яхтсменов. Участвовал в четырех кампаниях легендарной гонки America’s Cup и в 2003 году завоевал заветный кубок с командой Alingi. В 2006 году стал Чемпионом Мира по матч-рейсам. За спиной — множество офшорных гонок в разных классах, от Maxi до ультра современных катамаранов GC32. Создатель day-sailing яхты Blu26. Теперь на этих маневренных лодках проходит множество международных матч-рейсов. Консультант по развитию парусного спорта, тренер, спикер, спортивный менеджер. Нам удалось встретиться и обсудить текущее положение дел в парусном спорте.
— Вы потомственный яхтсмен? Ваша судьба была уже сразу предрешена?
— Да, я начал заниматься парусом, когда был мальчиком, на Оптимисте. И да, мой отец — яхтсмен, сначала он показывал мне основы спорта на своей яхте, потом я уже делал свои первые шаги в юношеской команде нашего яхт-клуба.
— Вы учились в бизнес-школе, но решили посвятить себя морю. Насколько сложным был этот выбор? Просто стечение обстоятельств или осмысленное решение?
— Мои родители поставили жесткое условие: сначала получить базовое образование, и затем решать, чем заниматься по жизни. Оглядываясь назад, я им очень благодарен. Например, в бизнес-школе я выучил английский и французский языки, которые мне здорово пригодились в дальнейшем, при общении в международном яхтенном комьюнити. Я закончил обучение в 20 лет, и тогда лишь мечтал о том, чтобы ходить под парусом. К тому же, меня пригласили пройти квалификацию в команду, которая принимала участие в кругосветной регате Round the World Race. Так что принять решение было совсем не сложно, не так ли?
— Давайте представим молодого 18-летнего парня, который увлекается парусом, побеждает на местных соревнованиях. Над чем ему стоит работать, чтобы стать профессионалом, попасть в крутую команду? Или это просто вопрос везения?
— Вариантов много. Самый очевидный — традиционный Олимпийский путь: стремиться в юношескую сборную, затем в Олимпийскую национальную команду. Однако можно стараться произвести хорошее впечатление на международных матч-рейсах, регатах, Гран-При и чемпионатах. Иногда действительно может помочь, если ты оказываешься в нужном месте и нужное время, но если говорить честно — все дело в твоих результатах, отношении к спорту и усилиях, которые ты прилагаешь, чтобы добиться успеха.
— Вместе с коллегами, Вы спроектировали и построили яхту Blu26, которая, кстати, очень нравится профессиональным яхтсменам. Объясните, для чего? Вас не удовлетворяли уже существующие модели схожих классов?
— Когда мы создавали Blu26, то мечтали о хорошо сбалансированной лодке, которая прекрасно подойдет для гонок флота, матч-рейсов, обучения, тренингов и может прекрасно проявить себя в широком диапазоне ветров. Кстати, мы до сих пор не встретили подобные примеры среди уже существующих на рынке моделей.
— Не могли бы Вы описать эволюцию парусного спорта на протяжении последних 25 лет? Становится лучше? Легче? Или наоборот?
— Наш спорт очень быстро развивается, становясь все более доступным, и благодаря этому — более популярным, более массовым. Однако еще многое следует сделать.
— Вы одобряете новое поколение яхтсменов?
— Конечно! Они — наше будущее.
— Вы проводите много тренингов среди любителей, дома — в Швейцарии, а также в других европейских странах — Италии, Черногории. В чем Ваша мотивация?
— Это прекрасная возможность пропагандировать наш спорт, наш класс Blu26 и делиться с людьми страстью к парусному спорту.
— Часто Вы тренируете взрослых новичков, есть ли у них шансы добиться серьезных спортивных результатов?
— Это очень индивидуально. У каждого, кто пришел в яхтинг, свои мотивы. Кто-то хочет стать лучше как команда, другие хотят личного роста в спорте. Любой может научиться здесь многому и использовать знания по своему желанию.
— Расскажите поподробнее о предстоящем тренинге в Черногории для русскоговорящих яхтсменов?
— Основные детали можно найти в опубликованной программе. Самое главное, что мы вместе со Стефаном Эдером хотим делать — индивидуально работать с каждым участником над его личными целями. Кстати, возможность устраивать разборы полетов с помощью видеосъемки каждого маневра очень помогает в этом. Кроме самого тренинга на воде, я уверен, что наши ученики получат большое удовольствие от марины Порто Монтенегро и Боко-Которского залива. Это прекрасное место для того, чтобы ходить под парусом.
— Яхтинг и допинг. Это горячая тема в России. Некоторые, скорее всего, до сих пор при слове «моряк» представляют себе пожилого бородатого дядю, желательно с двумя глазами и с бутылкой рома в руке. Как обстоят дела на самом деле? Как выглядит современный яхтсмен и кто он?
— Чтобы заниматься парусным спортом, ты должен быть сильным и спортивным. Образ морского волка, попивающего ром, скорее подходит для пиратских фильмов, нежели для современного яхтинга.
— Ваша семья. Должно быть, они экстраординарные люди. Каждый раз, как Вы на гонке, долго ждут Вас, беспокоятся, нервничают…
— К счастью, они понимают, что такое парусный спорт и разделяют мою страсть. Они тоже моряки, и это очень помогает.
— Какой бы Вы дали совет девушке, которая стала подругой или женой яхтсмена?
— Понять и принять страсть своего мужчины. Самой стать яхтсменом!
— Где Вам больше всего нравится ходить под парусом?
— Много сказочных мест на планете. Я люблю озера среди гор в Швейцарии или Италии, но также люблю бесконечность океана. Очень нравится в районе Сардинии, вокруг Карибских островов.
— Создается впечатление, что российский парусный спорт не в лучшей форме. Можете ли дать совет, что необходимо улучшать? Нам бы очень хотелось видеть нашу страну в списках «Лучшие из лучших».
— Я не очень хорошо знаю российский парусный спорт, но вижу все больше команд и яхтсменов, прекрасно выступающих на самом высоком уровне.
— Вы совершаете ошибки? Во время гонок, например? Какова цена?
— Конечно! И как часть команды, и сам по себе. Иногда ошибка может стоить тебе призового места или даже целой гонки. Только тот, кто совершает меньше ошибок, чем остальные, становится победителем.