Через Атлантику на моторах: история рекордов
Всего было 8 попыток преодолеть Атлантический океан на моторном судне за минимально возможное время. На подходе - девятая.
Недавно английская команда Atlantic Challenge Team Great Britain объявила, что успешно завершила испытания прототипа катамарана, разрабатываемого для того, чтобы побить действующий рекорд трансатлантического перехода на моторном судне. Впереди строительство полноценного скоростного катамарана. Предполагается, что судно длиной 34 метра должно развивать максимальную скорость в 70 узлов, а это без малого 130 км/ч. При этом крейсерская скорость по расчетам должна составлять 62 узла. В проекте задействована интернациональная команда инженеров и профессиональных гонщиков, хотя и под британским флагом. Маршрут – традиционный для такой задачи – из Великобритании в Нью-Йорк. Для того, чтобы побить действующий рекорд, катамарану необходимо пройти его со средней скоростью в 103 км/ч.
А история эта началась еще в 2010 году, когда гонщик XCAT World Powerboat Series Ричард Джордж рассказал своему другу и признанному авторитету в области морских гонок на моторных лодках Рою Пауэру о своей идее создать судно, способное пересечь Атлантику менее чем за 58 часов и с всего одной дозаправкой. Уже в 2011 дизайнер Роб МакКолл показал немногочисленным на тот момент членам недавно образованной команды первые рендеры будущего судна. В дальнейшем проект обрастал спонсорами и новыми участниками. Среди последних оказался и Даг Пайк – титулованный гонщик, обладатель престижной награды RYA, автор 43 книг по навигации и морскому делу. Затем к команде присоединяется известный морской архитектор Эндрю С.Н. Ли и в 2014 году в Абу Даби начинаются ходовые испытания 4-метрового прототипа будущего судна Atlantic Glider.
Наконец, в июне 2015 года Эндрю С.Н. Ли выкатывает готовый визуальный проект полноразмерного катамарана TGB 34. Предполагается, что 6 гибридных двигателей должны обеспечить судну достаточную тягу и стабильность для того, чтобы побить действующий рекорд, который составляет 2 дня 10 часов 54 минуты и 50 секунд, поставленный в далеком 1992 году. Но история соревнования на кратчайший по времени переход Атлантики на моторном судне началась еще раньше.
И началась она с имени эксцентричного миллиардера Ричарда Брэнсона. Владелец империи Virgin многие годы удивляет мир своими экстремальными выходками (многие из которых, впрочем, имеют очевидную коммерческую подоплеку). В средине 1980-х Брэнсон решил стать первым, кто пересечет Атлантический океан за рекордно короткий срок. Для этого он заказал проектирование и строительство судна Virgin Atlantic Challenger. Но первая попытка провалилась: лодка перевернулась, а Брэнсона вместе с командой спас вертолет Королевских ВВС. Тогда Брэнсон построил еще одно судно — Virgin Atlantic Challenger II. Проект обошелся ему в 1,5 миллиона фунтов в ценах 1986 года. Лодка была построена на британской верфи Lowestoft по проекту морского архитектора Сони Леви.
Challenger длиной 22 м оснащен двумя двигателями MTU мощностью по 2000 л.с. каждый. Максимальная скорость составляет 52 узла. При собственной массе 52 тонны судно может нести на борту 12,5 тонн горючего. 29 июня 1986 года Virgin Atlantic Challenger II домчался из Нью-Йорка до берегов Великобритании. Этот путь занял 3 дня, 8 часов и 31 минуту. Средняя скорость в пути составила 36,79 узла. Таким образом, Брэнсон впервые установил рекорд прохождения Атлантики на моторном судне. Кстати, Challenger здравствует и поныне: несколько лет назад его приобрел бизнесмен, владелец верфи Seahawk в Плимуте Дэн Стивенс, который сообщил, что судно до сих пор находится в превосходном состоянии и потребовало лишь незначительного ремонта (на момент покупки наработка двигателей составила всего 700 часов).
Было бы странно, если хотя бы одна крупная верфь, специализирующаяся на строительстве быстрых моторных яхт, не попыталась побить рекорд Брэнсона. Производитель яхт, которые могут пересечь Атлантику быстрее всех, — это звучит гордо и наверняка должно позитивно сказаться на продажах. Так и решили в Azimut/Benetti. 27-метровый Azimut Atlantic Challenger, построенный на мощностях верфи Benetti, был готов в 1988 году. Четыре 18-цилиндровых двигателя CRM были способны развить мощность в 8158 л.с.
Итальянский Challenger должен был преодолеть дистанцию без дозаправок и развить среднюю скорость в 40 узлов. Но не срослось: подкачала погода. На протяжении полутора тысяч морских миль судно героически сражалось волнами, однако, рекордный поход пришлось прервать. Больше Azimut/Benetti не возвращались к этой затее.
Чего нельзя сказать о Томе Джентри. Его судно под названием Gentry Eagle попыталось составить конкуренцию «Азимуту». Джентри стартовал почти в то же время летом 1988 года. И тоже потерпел фиаско из-за плохой погоды. Но он решил попытать удачи на следующий год. Не для того же он построил превосходную быстроходную лодку, чтобы вот так сдаться! А Gentry Eagle для своего времени была действительно революционной лодкой.
Построенная на плимутской верфи Vosper Thornycroft яхта длиной 35,66 м имеет водоизмещение 96 тонн. Судно оснащено двумя двигателями MTU по 3480 л.с. каждый и газовой турбиной на 4500 л.с. Таким образом, пиковая суммарная мощность силовой установки составила 11560 л.с. На борту Gentry Eagle способен нести до 37 тысяч литров солярки. Максимальная скорость составляет 63 узла. И со второй попытки у Джентри получилось! В 1989 году Gentry Eagle прошел Атлантику за 2 дня 14 часов и 7 минут с тремя дозаправками.
Следующая попытка поставить Атлантический рекорд была предпринята в 1990 году. Тогда за звание быстрейшего боролось судно на подводных крыльях Hoverspeed London. Построенная на верфи Incat Tasmania яхта длиной 73,6 м была оснащена четырьмя дизелями Ruston мощностью по 5507 л.с. каждый. Но несмотря на такой потенциал, у Hoverspeed London не получилось побить рекорд Джентри: 29 июня 1990 года судно прошло Атлантику за 3 дня 7 часов. Средняя скорость составила 36,6 узлов.
Примечательно, что одновременно с Hoverspeed, в том же 1990-м поставить Атлантический рекорд попыталась команда французского карбонового судна Jet Ruban Blue, которое спроектировал Жиль Оллье. Строительство этого 21-метрового монохулла велось на протяжении четырех лет и обошлось в 3,3 миллиона долларов в ценах 1990 года.
И все деньги и силы были, конечно, не совсем напрасны: лодка получилась выдающаяся. Вот только у нее не получилось не то что побить рекорд Атлантики, но даже – пересечь ее. Ни с первой, ни со второй попытки.
Наконец, летом 1992 года на трансатлантический маршрут вышла алюминиевая лодка Destriero водоизмещением 900 тонн. Судно длиной 68 метров, оснащенное тремя двигателями General Electric суммарной мощностью 54990 (!) л.с., во время перехода потребляло 8000 литров солярки в час. А запас топлива на борту составлял 750 тысяч литров. Его постройка обошлась по ценам того года в сумму от 40 до 50 миллионов долларов, еще 12 миллионов в проект принесли спонсоры. И этот монстр смог!
Destriero преодолела Атлантику без дозаправки за 2 дня 10 часов 54 минуты и 50 секунд. Средняя скорость в пути составила 53,09 узла, а максимальная – 59,4 узла (110 км/ч). Таким образом, Destriero поставила рекорд, который до нынешнего момента не удалось побить никому.
А попытки были – дважды в 1998 году. Алюминиевый катамаран Catalonia длиной 91,3 м был построен на верфи Incat Tasmania. 9 июня ему удалось преодолеть маршрут из Манхеттена к берегам Испании за 3 дня и 9 часов. Средняя скорость составила 38,9 узлов. А 20 июля Cat-Link V, катамаран идентичной конструкции, также построенный Incat Tasmania, завершил маршрут из Нью-Йорка в Великобританию за 2 дня 20 часов и 9 минут. Всего менее 10 часов отделяли Cat-Link V от рекорда Destriero.
Что ж, теперь мяч на стороне Atlantic Challenge Team Great Britain. И им придется сильно постараться, чтобы обновить атлантический рекорд. С средины 60-х годов высота волн в мировом океане неуклонно растет из-за глобального потепления. Поэтому для достижения времени, с которым справился в 1992 году Destriero, сейчас потребуется куда больше мощности, мореходности, расчетов и мастерства пилотов. Но и технологии за это время шагнули далеко вперед.
Текст: Алексей Терехов