Вартан Арутюнян (Vartan team) о любви к коротким динамичным гонкам
Постоянный колумнист VB рассказывает о своих пристрастиях и об опыте участия в Giraglia Cup.
Меня не привлекают оффшорные длительные гонки. Когда ты сутки или двое плывешь и ничего не происходит, команда тупо сидит на откренке или заваривает себе кофе, один человек тримит паруса, один – стоит у штурвала, это неинтересно. Нет азарта. Мне нравятся короткие динамичные гонки. Когда важен старт, когда драматично происходит расхождение у знаков. В таких соревнованиях очень важно четкое знание правил. Я сталкивался с тем, что многие наши яхтсмены, которые гоняются в России, правил не знают вовсе. Во-первых, это безопасность. Во-вторых, зная правила проведения парусных соревнований, можно затеять интересную игру. А в длительных гонках от тебя мало что зависит: ветер 60 узлов в морду даст – и что ты будешь делать? Когда ты на арендованной яхте, то если что-то в рамках депозита сломалось – не беда. Но когда это твоя лодка, ты ее любишь, ухаживаешь за ней, и на твоих глазах она начинает страдать и рушиться, тебе это как ножом по сердцу. Поэтому на данный момент длинные, как говорят, «мужские» гонки мне не интересны. Может, в будущем мнение изменится, но пока что мне хватило «Джираглии».
Первое, что было на Giraglia Cup, это ночной старт. В 11 часов вечера фейерверк, в полночь старт. Длинная оффшорная гонка. Для меня это было в первый раз. Не мог понять, как это можно ночью стартовать. Мне сказали: линия будет длинная, все джентльмены, не переживай, все распределятся и нормально стартанут. Я сомневался, думал, что будет одна выгодная точка, все придут туда ночью. Слава богу, организаторы ввели правило, согласно которому нельзя использовать генакер перед стартом. Как я и опасался, в 23:50 около 70 из 150 лодок столпились у одного знака. И все это в полной темноте, только видно зеленые и красные огоньки. Мы стартанули на колоссальном стрессе. Но в то же время было интересно. Это был очень хороший опыт. Сразу после старта выдернули генакер. Ветер был порядка 25 узлов, скорости были хорошие. Но все же контактной борьбы не было.
Утром, когда рассвело, совершенно не понятно, кто где находится, видишь толь ближайших своих соседей. И только когда приходишь на финиш, все становится на свои места. Но акватория незнакомая, точно не уверен, какой стороной надо идти. Это полная лотерея. Примерно то же самое было во время последней гонки огибания Джигарлии. Она длилась 2,5 суток. Мы на остров Джигарлию вышли 10-е или 20-е, то есть, очень результативно. Но потом все пошли в одну сторону, мы – в другую. И нас лодок 80 объехали. Пришли мы уже сотыми. Те люди, которые там постоянно гоняются, они уже приблизительно понимаю, какой стороной лучше идти. Но и для них это лотерея. Мы пришли в 6 вечера, в то время как были экипажи, которые дошли только к 6 утра на следующий день.
Ветра не было: финиш виден и все стоят и ждут, когда изменится погода. Экспириенс? Да! Лотерея? Да! Очень интересно? Пока не могу сказать, что да. Опять же во время Джираглии были и короткие гонки в заливе Сен-Тропе. Но там треугольник был протяженностью 30 миль – примерно столько же, сколько во многих других регатах оффшорная гонка. В отличие от Copa del Rey, где самая короткая гонка длилась около часа, здесь – 4 часа. Вот мы выставились 5 «Иксов» и идем 2 часа рядом, тупо ждем, что кто-нибудь из нас совершит какую-нибудь небольшую ошибку. А так все примерно равны, вот и идем рядом. В такой гонке нет особого азарта, как на коротких дистанциях при огибании знаков.